СПАСИТЕЛЬНАЯ ГОРА

 

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции

 

Андрей ЛЕОНОВ

Спасительная гора - цитадель послепотопного мира

 

       Третьим из основных компонентов мировой Традиции является мотив спасительной горы, к которой причалил ковчег-корабль во время великого потопа. Образ легендарной горы, как и рассмотренные выше образы священной земли и великого катаклизма, также нашел отражения в преданиях всех народов.

       Самым известным олицетворением Великой горы является двуглавая гора Арарат, к которой, согласно библейским преданиям, пристал ковчег Ноя: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Бытие 8:4). Вспомним слова Пушкина об этой легендарной горе: «Жадно глядел я на библейскую гору, – видел Ковчег, причаливший к ее вершине с надеждой обновления и жизни» /1/. Арарат – это горный массив, расположенный в Турции на границе с Арменией и Ираном. Периметр его составляет 130 километров, а занимаемая территория около 1200 квадратных километров. Основные пики протянулись с северо-запада на юго-восток примерно на 50-60 километров. Собственно гора Арарат имеет две вершины – Большой Арарат, который имеет высоту около 5150 метров и соседняя вершина – Малый Арарат, высотой примерно 3900 метров. Расстояние между вершинами составляет более 10 километров. Вершины Арарата имеют и турецкие названия – Беюг и Кичиг Агрыдаг (гора страданий). Несмотря на такое конкретное указание места спасения ковчега, никаких следов легендарного судна, или иных убедительных подтверждений библейских преданий, к настоящему моменту не выявлено. Отчасти это объясняется тем, что район горы Арарат закрыт турецкими властями для посещений и изучения. Но, может быть, эта мера сохранит легендарную гору для дальнейших, более квалифицированных исследований, когда будут разработаны более совершенные методы поиска древних следов.

        Могли ли пики легендарной горы погрузиться в водную пучину, как о том свидетельствует предание? Это возможно в том случае, если откуда-то появилось бы огромное количество «избыточной» воды. Но даже если растопить все льды Арктики и Антарктиды, то это не повысит столь кардинально уровень мирового океана. Еще одна гипотетическая возможность накрыть высокие горы водой – это сильное глобальное опускание уровня земной суши относительно уровня океана, но такого в обозримой истории планеты также не зафиксировано. Имеются и другие, более экзотические, предположения. Например, гипотеза сильнейшей приливной волны, прокатившейся по земле, которая могла быть вызвана изменением траектории луны или изменением скорости вращения земли. Но реальных подтверждений таких уникальных катаклизмов также нет. Кроме того, в регионе Араратских гор учеными не найдено никаких характерных морских отложений моложе нескольких десятков миллионов лет. А ближайшее Каспийское море хоть и повышало свой уровень 9-11 тысяч лет назад, но, конечно, не в таких масштабах.

        Поскольку вода потопа не могла подняться на высоту вершин Арарата, то существуют предположения, что Ной причалил не большому Арарату (самой высокой вершине Малой Азии), а к какой-то из соседних, более низких вершин. Такая версия вряд ли оправдана, поскольку в легендах говорится о самой высочайшей горе мира, вершина которой первой показалась из воды, когда схлынули воды потопа. «Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Бытие 8:5).

       Существуют и иные варианты Великой спасительной горы в преданиях других народов. Так, герой шумерского предания – Зиусудра также находит спасение от вод потопа на некой Великой горе. Через семь дней после окончания стихии появляется бог солнца Уту, освещая и согревая землю своими лучами. Зиусудра простирается перед ним и приносит ему в жертву быков и овец. В конце повествования происходит обожествление Зиусудры, которому даруется «жизнь как Богу» и он переносится в божественную обитель – Дильмун. В вавилонском варианте легенды царь (под именем Утнапишти) также приносит обильные жертвы Богам, и те даруют царю и его жене бессмертие. При этом есть принципиальное отличие от шумерской версии, – Боги поселяют царя в где-то в отдалении (от божественной обители): «Доселе Утнапишти был человеком, отныне ж Утнапишти нам, Богам, подобен, пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!» /2/. И далее по тексту Утнапишти сообщает, что Боги «увели его вдаль, при устье рек поселили». Опираясь на эти фразы из вавилонского эпоса, мы вполне можем связать месопотамские предания о спасительной горе также с горным массивом Арарата, поскольку место «у устья рек», в некотором отдалении (сопоставимом с пешеходным переходом) от Арарата можно отождествить с местом слияния двух рек – Аракса и Куры.

        У древних греков Девкалион и его жена Пирра нашли спасение на горе Парнас. Когда потоп закончился, эта пара принесла на горе жертву Богам. Видя это, Зевс, который и устроил потоп для уничтожения человечества, сменил гнев на милость и решил восстановить род людской. Девкалион и Пирра бросали через плечо камни, которые превращались, соответственно, в мужчин и женщин. Таким образом, эта пара стала, по преданиям, прародителями нации, основателями нового человеческого рода.

       По древнеиндийской ведической легенде, Ману спасся на великой «горе Севера». Животные и растения, которые он смог сохранить, стали размножаться. Через год из воды появилась женщина, с которой Ману вступил в брак и они произвели на свет детей, став таким образом прародителями существующего человечества.

       Есть легендарные спасительные горы и в преданиях индейцев Америки. В Перу это гора Вилка-Кото. В преданиях до-колумбового Чили индейцы спаслись на высокой трех вершинной горе под названием Тегтег, что означает «гремящая», или «сверкающая», которой легенды приписывали способность плавать в воде.

        Наряду с Великой горой, фигурирующей непосредственно в преданиях о потопе, ее образ стал ассоциироваться также с Мировой горой – центром Вселенной. Такова, например, гора Меру из индийских преданий (или Хару у древних иранцев). У викингов – это скалистая гора Хельгафелл («Священная гора») на южном побережье Брейдафьерда на западе Исландии, в Китае – Куньлунь, в Японии – Фудзи, и так далее по всему миру. Во многих легендах горы не имеют названия, либо обладают эпитетами, вроде «высочайшая гора», «гора Севера» и тому подобное. Зачастую моделью горы являются вертикальные камни-мегалиты или столбы-идолы. Прототипом образа мировой горы явилась, конечно, спасительная гора, к которой причалил корабль-ковчег. Эта гора стала сакральной доминантой второй послепотопной прародины «Архонтов» (о чем мы говорили в статье «Священная земля»). Соответственно, и Боги древнего мира являются обитателями Великой горы. В преданиях каждого народа есть священная «Гора Богов», наподобие греческого Олимпа, откуда эти Боги или их посланники спускаются к людям с цивилизаторской и управляющей миссией. Достаточно показательны в этом отношении отрывки о Богах из древнейших памятников письменности, например, из месопотамских текстов:
«…Рожденный в горах… Я, Энлиль (великий Бог)…»
«…О, Шумер, великая земля средь всех земель вселенной… Твой царь – «Великая гора» отец Энлиль… Ануннаки («те, кто спустился вниз»), великие Боги, избрали тебя своим обиталищем…»
«…О, Госпожа,… О, Нинмах (великая Богиня)… да будет холм, насыпанный мной, героем Нинуртой, назван Хурсаг (горой) и да будешь ты его царицей…»
«…бог Ашшур, Великая гора…»
/3/
Также и в древнеегипетских сакральных текстах боги связаны со священными горами:
«Приветствую тебя, Осирис, сын Нут… повелитель Двух Холмов (горных пиков), повелитель всего, что ниже…» /4/

        В египетской мифологии города Эдфу «Первозданные» прибыли из места, именуемого «Возвышенный Трон Бога», что явно ассоциируется с горой. В библейском Священном Писании (книга Иезекииля) также есть упоминания о священной «горе Божией». В угаритских мифах гора Цафон является «горой Богов». В Библии эта гора называется Сион. В древних индийских преданиях, как мы уже сказали, великая гора называется Меру (а в родственной иранской традиции она носит название Хару). На Меру обитают всесильные Боги – Брахма, Вишну, Шива. На вершине этой горы расположился Рай великого Индры, где в сказочном городе выстроен великолепный дворец.«На северной стороне, сияя, стоит могучая Меру, причастная великой доле, а на ней обитель Брахмы. Здесь душа всех существ пребывает – Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворившая. Великая Меру, непорочная, благая обитель» /5/. По мифологии монголов, в середине мироздания находится гора Сумбур-Ула. В Китае наиболее почитаемая вершина и священная гора Востока – Тайшань. Еще одной Мировой горой в Китае считается Куньлунь на севере страны (по-видимому, региональный вариант Великой горы), на которой, по легендам, знаменитый император Хуан-ди основал свое государство. Считалось, что гора Куньлунь «соединяет Землю и Небо», и на ее вершине находится «резиденция» верховного небесного владыки Шан-ди. Японские императоры выводили своё происхождение от наиболее древней и влиятельной группы синтоистского пантеона – «ама-цу ками», что означает «небесные Божества». Для общения с этими божествами-«ками» совершались паломничества именно в горы. В русской мифологии легендарный Святогор получил свое имя от Святой горы. По поверьям древних кельтов, каждый из древних ирландских Богов обладал сидхом, выделенном каждому из них верховным Богом. Эти сидхи представляли собой курганы, или искусственные холмы, в которых имелись особые врата, ведущие в подземное царство, которое отождествлялось также с райской обителью, полной наслаждений и роскоши. С образом Великой горы тесно связаны и библейские патриархи. Например, имя сына Еноха – Ирада, означает «спустившийся (с гор)». На горе получает завет от Бога пророк Моисей. И подобных примеров, в которых присутствует образ священной горы великое множество.

Выделим основные черты преданий, связанных с Великой горой:

• Это легендарная культовая гора, на которой нашли спасение «избранники», выжившие во время великого потопа.
• После всемирного потопа на этой горе началось восстановление человечества. «Избранники» становятся прародителями нового человечества.
• На горе приносят жертву Богам в благодарность за спасение.
• Также она имеет статус Мировой горы – оси мира и центра Вселенной
• Это обитель Богов, откуда они иногда нисходят для управляющей и цивилизаторской миссии;
• С горой связаны важнейшие события в жизни пророков и древних героев.

       Таким образом, и в случае легенд о Великой горе, мы опять наблюдаем сходство преданий в основных своих пунктах. Эти разные предания также восходят к единому легендарному прообразу горы, на которой спаслись уцелевшие после потопа представители человечества. Мы уже рассмотрели возможные реальные события, связанные со священной землей и поглотившей ее катаклизмом. Спасение на горе является заключительным эпизодом развернувшихся в древнейшие времена легендарных событий. Соответственно, она также приобретает культовый статус в мифологии. В регионе спасительной горы, очевидно, располагался послепотопный лагерь «Архонтов» и отсюда началось восстановление цивилизации. По этой причине гора связывалась в преданиях с обителью Богов, так же, как и священная островная земля – прародина «Архонтов». С этой горы началась цивилизаторская экспансия «Архонтов» по архаичному миру, и она стала «точкой отсчета» новой цивилизации. Это послужило поводом связать в преданиях спасительную гору с местом возрождения человечества после потопа и придать ей статус Мировой горы – центра Вселенной. Соответственно, «Архонты», внедряя на колонизированных землях основы унаследованной ими высокоорганизованной культуры, и создавая из первобытных людей «человека нового типа», считались прародителями послепотопного человечества.

       Можно предположить, что в послепотопную эпоху на Великой горе (или в ее окрестностях) находилась первая «резиденция» или «штаб», откуда «Архонты» управляли восстановлением цивилизации по обитаемым землям. Здесь могли принимать и «послов». Не поэтому ли именно гора является местом, где пророки получают откровения Богов. Даже древний обычай принесения жертвы на возвышенных местах – алтарях можно связать с символизмом Великой горы, на которой, по преданиям, спасенные принесли великую благодарственную жертву Богам. Также и русское выражение «пир горой» можно увязать именно с большим празднеством на Великой горе по случаю спасения из вод потопа. И вообще, с горой у многих народов связано столько разных традиций, обычаев и поверий, которые не представляется возможным даже перечислить.

       Так же как и в случае со священным островом, очень часто наблюдается перенесение свойств (эманация) легендарной горы на исторические объекты. Например, это гора Хельгафелл («Священная гора») на западе Исландии, Куньлунь на территории Северного Китая или холмы богини Дану в ирландском Мунстере. Все эти реальные объекты, однозначно, связаны с представлениями о мифической горе.

       Самый общий вывод по преданиям о Великой горе в рамках нашего исследования таков:

       Спасение «Архонтов» (возглавляемых Ноем, или в других версиях Зиусудрой, Атрахасисом, Ксисутросом, Девкалионом и так далее) из вод потопа на горах послужило основой легенд о Великой мировой горе – центре Вселенной и обители Богов. Здесь мог находиться первый послепотопный «штаб» для послепотопного мира, откуда «Архонты» управляли восстановлением цивилизации. Это послужило основанием для преданий и легенд о горах, как о месте, где Боги вручают избранным людям свои откровения. Цивилизаторская деятельность на обитаемых землях сопровождавшаяся воспитанием «нового человека» по стандартам высокоорганизованной культуры, унаследованной «Архонтами», закрепила в сознании древних людей образ «Архонтов» как прародителей человечества.

      

Список литературы и примечания:

1. Цит. по: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. – Л., Наука, 1970.
2. Цит. по: О Все Видавшем… (перевод И.М.Дьяконова). Библиотека всемирной литературы. Том 1: Сборник Поэзия и проза Древнего Востока. – М., Художественная литература, 1973.
3. Цит. по: Белицкий М. Шумеры. Забытый мир (перевод с пол. Д.С.Гальперина). – М., Вече, 2000.
4. Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. – М., Вече, 2001.
5 . Махабхарата (перевод с санскрита В.И.Кальянова). – М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950.




Copyright © Леонов А.А.

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции