ВЕЛИКИЙ ПОТОП

 

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции

 

Андрей ЛЕОНОВ

Великий потоп - водораздел эпох

 

       Еще одним мотивом преданий народов мира, таким же глобальным, как и тема священной земли, является легендарный всемирный потоп. Также как и в предыдущей главе, мы рассмотрим несколько наиболее «показательных» мифов о потопе у разных народов и выделим общие черты присущие этим преданиям.

        Отправной точкой рассмотрения является, конечно, библейский миф о потопе, в котором праведник Ной получает предупреждение от Бога о грядущем катаклизме: «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Бытие 6:12-22). После того как ковчег был готов, «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие 7:10-12). Далее следует описание потопа и спасение экипажа ковчега: «И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, -- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Бытие 7:17-24). «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега…» (Бытие 8:1-6). После этого Ной последовательно выпускал ворона и голубя, чтобы убедиться, что вода сошла с суши. Когда голубь, наконец, принес в клюве свежий масличный лист, стало ясно, что воды потопа ушли. «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Бытие 8:18-20). «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]…» (Бытие 9:1). В качестве завета Бога об окончании потопа является радуга: «…поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Бытие 9:11).

        Аналогичный библейскому миф существовал и в древней Месопотамии. Описание потопа составлено еще древними шумерами. При этом шумерский миф сохранился лишь фрагментарно, и историки дополнили его содержание по его более поздней вавилонской версии, где он является вставным элементом в эпосе о Гильгамеше /1/. Героем мифа о потопе является легендарный царь Зиусудра (в других месопотамских версиях мифа он носит имена Утнапишти, Ксисутрос и Атрахасис). Первые строчки глиняной таблички (частично разрушенной) вкратце пересказывают историю сотворения человека, животных и растений, повествуется об основании первых городов и об их Богах-покровителях. Затем повествуется, как на совете Богов принимается решение об уничтожении человечества. При этом многие Боги были очень огорчены таким решением. Бог Энки, который хорошо относится к людям, сообщает благочестивому и богобоязненному царю Зиусудре о решении божественного собрания наслать потоп и «истребить семя человеческое» /2/. Затем, уже в вавилонской версии, описываются божественные указания относительно конструкции и размеров ковчега: «На свой корабль погрузи все живое, тот корабль, который ты построишь, очертаньем да будет четырехуголен, равны да будут ширина с длиною, как Океан, покрой его кровлей!» /3/. Потом рассказывается о строительстве ковчега «всем краем» и загрузке его драгоценностями и живыми существами: «Что имел я живой твари, поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял» /4/. Далее, снова в шумерской версии, красочно описывается потоп, который сопровождается сильной бурей, наводящей страх даже на Богов. Буря заканчивается, и через семь дней появляется бог солнца Уту, освещая и согревая землю своими лучами. Перед ним простирается спасенный Зиусудра. В вавилонском варианте легенды ковчег причаливает к горе Ницир, после чего царь (Утнапишти) выжидает семь дней, а потом посылает голубя, который возвращается, не найдя пристанища. Затем он посылает ласточку, которая тоже возвращается. В третий раз царь посылает ворона, и тот не возвращается, найдя пищу и пристанище, что означает появление из воды земли и окончание потопа.

       Еще один широко известный миф принадлежит индийской ведической традиции. В нем повествуется о том, как мудрый Ману, погруженный в молитвенное созерцание на берегу реки, спасает от большой рыбы маленькую рыбку, которая просит у него защиты. Эта маленькая рыбка выросшая до больших размеров оказывается воплощением бога Вишну. Бог предупреждает Ману о грядущем потопе и повелевает загрузить в большой корабль по паре всех живых существ и семена всех растений. Когда поднявшийся океан все затопил, Вишну в образе однорогой рыбы с золотой чешуей, зацепив корабль Ману, дотянул его до торчащей из воды высокой горы. Когда воды потопа схлынули, Ману спустился вниз.

        В древнем Египте также сохранились предания о великом наводнении. Тема потопа запечатлена в упоминавшихся нами «Текстах Строителей» храма города Эдфу, в которых описывается «блаженный остров» – родина «первосуществующих» и место божественного творения. В какой-то момент первобытной эпохи этот благословенный «первичный мир» был внезапно и полностью погублен великим наводнением, которое поглотило большинство его «божественных обитателей» и их дворцы. Эта трагедия аллегорически описывается как столкновение цивилизации с мифической гигантской змеей, после чего мир окутала тьма, и остров на время погрузился в первородные воды Нун. Явные мотивы великого потопа можно найти и в «Текстах Пирамид», которыми исписаны пирамиды фараонов V и VI династий Древнего Египта. Эти тексты считаются древнейшими из известных современным исследователям, и, соответственно, их перевод и трактовка очень затруднительны. Но даже в тех вариантах, которые выполнены дословным переводом иероглифического письма, просматриваются темы «гнева Богов» и «гнева Великого Озера», затопления земель, великого спасения от наводнения и получение заветного места в «Ахете» – обители Богов. Тема катаклизма прослеживается и в древних текстах Гелиопольской традиции, в которых говорится. что верховный бог Атум, в наказание за строптивость Богов – «детей Нут», решил уничтожить созданный ими мир: «Я разрушу все, что я создал. Мир снова превратится в первобытный океан [Нун] и бесконечность [Хух], как было вначале» /5/. Еще одним «частным» свидетельством памяти древних египтян о великом потопе является иероглифический текст в Луксорском храме, датированный временем царствования фараона Осоркона III. Там сказано: «Воды Нун поднялись […] всю эту страну и достигли обоих утесов пустыни, как при создании мира; эта страна была в ее власти, как во власти моря» /6/.

        Известное предание о потопе принадлежит древним грекам. Согласно мифу, земная женщина родила Прометею сына по имени Девкалион, который с женой Пиррой правил царством в Фессалии. Когда Зевс решил уничтожить «бронзовую расу», он наслал сильнейшие дожди, затопившие большую часть земли. В этом потопе погибло все человечество, за исключением нескольких людей, бежавших на самые высокие горы. Девкалион и Пирра, предупрежденные Прометеем, плавали в сооруженном ими деревянном ящике девять дней и ночей, и, в конце концов, причалили к горе Парнас.

        Китайские легенды гласят /7/, что в древние времена повелитель небес – бог Тянь-ли увидел, как умножилось среди людей зло, и наслал на них за это великий потоп. Продолжительные проливные дожди затопили рисовые поля, вывели реки из берегов и почти вся земля скрылась под водой. Человечество оказалось на волоске от исчезновения. В конце концов молодой бог Юй пожалел людей и попросил Тянь-ли позволить ему спасти человечество от гибели. Повелитель небес и сам уже решил, что человечество достаточно наказано, и потому согласился. В помощь Юй призвал также изумрудного крылатого дракона Инлуна. Юй, черепаха и дракон отправились на затопленную землю. Тридцать лет бог Юй с черепахой и драконом неустанно трудились, осушая землю и заново создавая равнины и горы. Наряду со строительством гор и дамб прокладывались русла новых рек и каналы для стока воды. При этом дракон своим хвостом проводил на земле русла рек и долины нового прекрасного мира. Так было спасено человечество от потопа. По другой версии, потоп был послан Богами на землю около 5000 лет назад. Персонаж по имени Гунь попытался остановить воды с помощью чудесной саморастущей земли «сижан», похищенной им у Богов. Но это ему не удалось. В итоге спастись от потопа на большой лодке смог благочестивый Юй (упоминается уже как человек) со своей семьёй, животными и имуществом. Также Юй помог спастись от потопа нескольким крупных китайским поселениям, предложив людям план отвода излишков воды через углубленные русла рек и прорытые каналы. Юй стал основателем первой династии Восточного Китая Ся, и власть вождя стала передаваться от отца к сыну. В этой легенде видна уже региональная модификация мифа. Еще одно предание Китая связано с островом или материком Maligasima. Согласно Кемферу /8/, этот остров, по причине беззакония населяющих его великанов, опускается на дно океана. Спасается только царь Пеируун (китайский аналог Ноя) со своей семьей, которого Боги предупредили о надвигающемся катаклизме через двух идолов. По преданию, именно потомки этого благочестивого царя и населили Китай.

        Согласно мифологии ацтеков, во время потопа уцелели только Коскостли и его жена Шочикецаль, которые были предупреждены о катаклизме Богом. По его совету они построили большую лодку и спаслись от вод потопа, причалив к вершине высокой горы. Впоследствии супруги завели большое количество детей, став, по ацтекским преданиям, прародителями человечества.

        Практически у всех других народов мира сохранились похожие предания о потопе /9/. Достаточно сказать, что всего в мире таких легенд известно более пятисот! Такое распространение по свету преданий о потопе заставляет признать исключительную значимость этой темы для древних людей. Разные легенды о потопе во многом совпадают. События развивались почти одинаково в удаленных друг от друга регионах. И опять же, как в повествованиях о священной земле, за многочисленными вариациями мифов о потопе, вполне явственно проглядывает единый обобщенный «прообраз», за которым стоит реальное событие.

       Чтобы сделать некоторые выводы относительно этого события, рассмотрим основные черты преданий о великом потопе:

• Потоп был инициирован Богом (или Богами) по причине недовольства людьми.
• Избранный или праведник предупреждается Богом о грядущем катаклизме.
• Избранные спасаются на корабле-ковчеге, причалив к высокой горе, или сразу находят приют на горах.

       Комментарии к изложенному можно начать с того, что великий потоп следует считать эпохальным событием древнейшей истории человечества, определившим дальнейший вектор его развития. Это следует из того, насколько широкое распространение получили легенды о потопе среди человечества, а также насколько масштабно отразилось это событие в сердцевине всех культур послепотопных цивилизаций. Например, тема потопа занимает особое место в Библии, – ему отводится даже больше внимания, чем описанию Сотворения мира. Такой неизгладимый след в памяти человечества могло оставить только реальное крупномасштабное событие. В некоторых преданиях (например, библейском и месопотамском) описание потопа очень предметное, вплоть до детализации формы и размеров корабля, так, что это похоже на документированный отчет «с места событий», списанный с «бортового журнала».

        Имеются ли какие-либо убедительные археологические следы великого потопа? В начале XX века английский археолог Леонард Вули, при проведении знаменитых раскопок на месте древнего месопотамского города Ура, обнаружил глубоко на дне раскопа толстый слой аллювиальных (илистых) отложений. Этот слой ила не содержал никаких артефактов (следов жизнедеятельности человека), но залегал между слоями, в изобилии содержащими черепки керамики, орудия и фигурки. Из этого был сделан вывод о том, что это следы большого наводнения. Микроанализ проб раскопанного ила выявил следы осадков принесенных Евфратом. Археологическая датировка этого слоя позволила отнести его образование между 4000 и 3000 годами до нашей эры. Вули послал в Лондон телеграмму о том, что его команда «откопала всемирный потоп». Однако, впоследствии «потоп Вули» перестал отождествляться с легендарным потопом, поскольку ни в одном другом раскопе не было обнаружено совпадающих слоев отложений. Роль кандидатов приняли на себя другие месопотамские города – Шуррупак и Киш, где были найдены отложения глины с песком, но датировались они более поздним периодом. Таким образом, открытие наносных слоев в окрестностях древних городов Месопотамии никак не может считаться прототипом великого потопа. Во всех преданиях о великом потопе должен был найти отражение один и тот же судьбоносный катаклизм, а не разные локальные потопы. Конечно местные наводнения в долинах рек и на побережьях морей не редкость в истории человечества, но вряд ли локальные наводнения привели бы к такой единодушной оценке человечеством великого потопа, как явления, поставившего все человечество на грань исчезновения и сменившего эпохи его истории. Это вытекает и из текста Библии. Дэвид Ливингстон из США, например, отмечает /10/, что еврейское слово mabbowl (маббул), означающее в Книге Бытия «потоп», уникально. Оно используется лишь для этого грандиозного события. Для обозначения местных наводнений используется много других слов еврейского языка, которые никак нельзя сопоставить с масштабностью глобального потопа.

        Но, вместе с тем, признав потоп крупномасштабным по своей значимости для человечества явлением, нельзя опираться на гипотезу о «всетерриториальном» потопе, который охватил все очаги цивилизации на планете. Ученые утверждают, что в течении последних сотен тысяч лет на планете не происходило каких либо всепланетных катастроф, серьезно угрожавших жизни на всей земле, в том числе не найдено ни следов общетерриториального глобального потопа, ни затонувших материков. Если и происходило затопление территорий, то со скоростью несколько сантиметров в год, что никак не увязывается с описанием всемирного потопа в древних источниках. Выявлено также, что катастрофического сокращения населения на земле в исторический период не наблюдалось.

        Из сказанного выше вытекает, что потоп был всечеловеческий, но не всетерриториальный. То есть, потоп произошел на некоей ограниченной территории, но, вместе с тем, имел глобальные последствия для всего человечества. Такое логическое заключение приводит к двум, принципиальным для нашего рассмотрения, выводам. Во-первых, потоп накрыл самую совершенную цивилизацию в доисторическом мире и поэтому получил статус всемирного, поскольку в глазах «Архонтов», принесших легенду о потопе, существовал только их «продвинутый» мир, все остальное, включая примитивное первобытное человечество, являлось своего рода «декорациями». Во-вторых, затопленной территорией являлась священная островная земля – прародина «Архонтов». Именно остров мог полностью уйти под воду, что и придало потопу статус глобального для всего населения. Это подтверждается и тем, что обитатели этой земли готовили для «эвакуации» огромный корабль, хотя, если территория была бы континентальной, проше было бы отступить от воды по суше.

        Исходя из приведенных соображений, реконструкция исторического потопа может выглядеть следующим образом. На острове или архипелаге существовала высокоразвитая цивилизация, по какой-то причине опережавшая в развитии остальное человечество. (Как показано в статье «Каспиотида – земля творения», эта причина, продвинувшая эту цивилизацию далеко вперед, являлась, в тоже время, для нее и своеобразным «дамокловым мечом», постоянно грозя природным катаклизмом). Древние народы повсеместно считали причиной разрушительной стихии недовольство Богов людьми. Видимо их удивляло то обстоятельство, что разрушительный катаклизм постиг именно самую развитую цивилизацию и приписывали это, естественно, воле Богов. Впрочем, возможно, какая-то связь между «богоотступничеством» людей и последовавшим катаклизмом все-таки существовала. В конце концов, над древней землей пронеслась стихия, погрузившая цивилизацию в пучину. Можно предполагать, что «Архонтам» была известна эта потенциальная опасность, и они были к ней готовы. Так или иначе, группе «избранных» удалось спастись и добраться до горной местности во время разбушевавшегося катаклизма. От них история этого разрушительного события распространялась по миру во время их цивилизаторской миссии, обрастая легендами, привязанными к национальным чертам и местному колориту разных народов. При общем сходном сюжете, за счет наслоения местного колорита, появляются различия в некоторых деталях. Например, в некоторых мифах люди не прибегают к помощи лодки или корабля, а сразу убегают на высокую гору. У некоторых народов вместо потопа приходят суровые морозы. Как мы видим, – меняются детали, но суть мифов и основная фабула сюжета остаются одинаковыми. Относительно схожести преданий имеется любопытное исследование доктора Ришара Андре /11/. Он проанализировал 86 мифов о потопе (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии и Океании) и пришел к выводу, что 62 из них не являются производными от месопотамского и древнееврейского вариантов и обладают определенной самостоятельностью. Это значит, что эти мифы имеют какой-то общий сторонний источник.

        Подведем некоторый итог рассмотрению второго мотива великой Традиции:

       Предания о великом потопе, насчитывающие более 500 вариантов по всему миру, описывают реальный катаклизм, накрывший древнейшую островную протоцивилизацию. Уцелевшие после потопа «Архонты» передавали эту историю первобытным народам во время своей цивилизаторской миссии. Со временем легенда обрастала национальным колоритом у разных народов, но «стержень» преданий сохранился.

      

Список литературы и примечания:

1. Месопотамский миф о потопе изложен на основе пересказа В.Н.Синельченко, М.Б.Петрова (в книге В мире мифов и легенд. – С-Пб., Диамант, Золотой век, 1998).
2. Цит. по: О Все Видавшем… (перевод И.М.Дьяконова). Библиотека всемирной литературы. Том 1: Сборник Поэзия и проза Древнего Востока. – М., Художественная литература, 1973.
3. Там же.
4. Там же.
5. Цит. по: Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., Наука, 1976.
6. Там же.
7. Кэ Юань. Мифы древнего Китая (перевод с кит. Е.И.Лубо-Лесниченко и др.). – М., Наука, 1987.
8. Блаватская Е.П. Тайная доктрина (по изд-ю 1937 года, перевод Е.Рерих).
9. Достаточно подробный обзор мифов о потопе приведен, например, в 5 части книги Г. Хэнкока Следы Богов. – М., Вече, 1998.
10. Ливингстон Д. Всемирный потоп: 3 000 лет до р.Х. (перевод с английского Е.Молодчий, С.Головин).
11. Хэнкок Г. Следы Богов. – М., Вече, 1998.



Copyright © Леонов А.А.

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции