ИМПЕРИЯ БОГА АСАРА

 

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции

 

Андрей ЛЕОНОВ

Империя бога Асара

 

       Следы далекой архаической эпохи становления цивилизации под управлением «Архонтов» растворены в невероятно пестром калейдоскопе наслоившихся за прошедшие тысячелетия культур. Придется опять применять правило «матрицы», выделяя из круговорота обрядов, ритуалов, символов и имен конкретные исторические реалии. Несомненно, что исходной точкой поиска являются известные древнейшие культуры, в той или иной мере доступные исследованию.

       Одним из тех очагов мировой культуры, откуда исходят «реликтовые отголоски» зари цивилизации является Древний Египет времен правления легендарных Богов-царей. Долина Нила вполне могла явиться одним из тех мест на земле, где представители ушедшей в небытие высокоразвитой протоцивилизации передали человечеству свои знания и технологии. Основания для такого предположения есть, и вполне резонные. Многие современные исследователи древнеегипетской культуры считают, что именно там находятся истоки современной духовности, скрытые в глубинных слоях сокровенной памяти человечества. Интересным является замечание Ренана о том, что «Египет с самого начала представляется нам как бы возмужалым, старым и совершенно лишенным мифических и героических эпох, точно бы страна никогда не знала молодости. Ее цивилизация не имеет младенчества, а ее искусство – архаического периода. Цивилизация Древней Монархии не началась с младенчества. Она была уже возмужалой» /1/.

        За всю длинную и драматичную историю Древнего Египта непоколебимым оставался институт египетских царей-фараонов – хранителей сакральных традиций. Царь являлся центром египетской культуры, истории и общественной жизни, сосредоточением человеческих и космических сил. Байе определил статус фараона как «сердце коллективного существа». При этом жизнь фараона древних времен являлась лишь предписанной чередой утомительных царских занятий, ограниченных священным царским мандатом. Она не имела ничего общего с досужей жизнью восточного властелина, занятого воплощением своих потребностей и амбиций. Диодор Сицилийский пишет о фараонах: «Они не вольны были поступать по своему усмотрению. Все было предписано законами, и не только государственная, но и частная, обыденная жизнь. Часы дня и ночи, когда фараону надлежало выполнять какую-либо из своих обязанностей, предписывались законом и не могли нарушаться даже по собственному желанию фараона» /2/. Египтяне верили, что порядок на земле Египта очень давно установлен Богами. Раса Богов правила Египтом до того, как власть была доверена фараонам, имеющим божественное происхождение. Фараоны оставались связующей нитью с миром Богов. Любое движение фараона, любой его поступок или указ должны были согласовываться с Заветом царствования /3/. Из сказанного напрашивается вывод о том, что цари Египта, носившие титул фараонов, вполне возможно, были ставленниками «иноземцев»-«Архонтов», представителей высокоразвитой протоцивилизации. Известные исследователи-египтологи, такие как Питри и Эмери, связывали великие творения египетской цивилизации с группой людей, чьи феноменальные способности превосходили современников. Сами египтяне считали, что их страной в течение продолжительного времени правили Боги и полубоги, на смену которым пришли династические правители, называвшие себя «служителями Гора». Мы их условно назвали «Архонтами». При этом «должность» фараона могла быть учреждена и строго регламентирована «иноземцами»-«Архонтами» для выполнения Древним Египтом миссии сохранения культурного и научно-технического потенциала протоцивилизации.

       Издавна фараоны носили титул правителей Верхнего и Нижнего Египта. По легенде, Верхний Египет подчинил себе Нижний. Память о двух соединенных «царствах» сохранялась до самых последних эпох древнеегипетской культуры. Египтологи отождествляют эти два названия с верхним течением Нила и с его дельтой. Однако, по мнению некоторых исследователей, заболоченная и малонаселенная дельта Нила не могла играть такой ключевой роли (разве только в символическом аспекте). В соответствии с представлениями о послепотопной прародине (см. статьи «Священная земля» и «Спасительная гора»), Верхний Египет мог означать горный массив, где нашли спасение и обосновались «Архонты» или их предки. Затем они предприняли экспедиции для «колонизации» равнинных земель, в том числе в долине Нила, которые для них являлись «нижними». Это отразилось, например, в символизме составного головного убора фараонов – «пшенте». Белая конусообразная корона Верхнего Египта, надеваемая правителем поверх красной короны Нижнего Египта, вполне могла олицетворять заснеженную Великую гору – символ послепотопной горной обители, подчеркивая наследование фараоном статуса «горцев»-«Архонтов». По замечанию Б. Селлерс, объединение Египта, приписываемое первому царю Менесу около 3000 года до н.э., основано не на земных событиях, а на тех, что наблюдаются в небе. При этом она отмечает, что два легендарных царства (Верхнее и Нижнее), объединенные под властью одного правителя, пришли из туманной древности. Если под «небом» подразумевать горную прародину «Архонтов», то с этим положением мы вполне можем согласиться. Характерно, что кульминационной точкой храмов в Древнем Египте являлось святилище Пер Ур (в переводе означает «возвышенный дом»), которое олицетворяло собой именно священный курган (Великую гору), где присутствовал образ божества. И этот «возвышенный дом» изначально ассоциировался именно с Верхним Египтом. Соответственно, и жреческая элита храма также имела титул «Ур» («возвышенный», благородный»), как например, Ур Кхпет Хемут – «мастер молота», Ур Сену – «главный врач», Ур Маа – «великий провидец», Ур-т Текхнет и Ур Ра – высшие жрицы в Гелиополе и Бусирисе /4/. Все эти факты явно указывают на «возвышенную» горную прародину элиты архаического Египта, сохранившуюся в памяти поколений под наименованием Верхний Египет.

        Следует отметить, что древние предания многих народов свидетельствуют о первых поколениях правителей «спустившихся сверху». Так, в Шумере божественные «Величественные» под названием «Ануннаки» (An-unna-ki – «небо, спустившееся на землю») образовали Верховный Совет, управлявший людьми, и олицетворяли собой царство, спустившееся на землю. При этом по верованиям вавилонян, существовало несколько (три или семь) твердых небес, одно из которых принадлежало верховному богу – Ану. Трудно найти иной реальный прообраз «твердых небес», кроме как сопоставить их с горным массивом. В ханаанской и древнееврейской традициях известны Исполины (nephilim). Это слово зачастую трактуется как «падшие», но более приемлем вариант «сошедшие» или «спустившиеся» (вниз). Также и имя Ирада (сына Еноха), как мы отмечали, означает «спустившийся (с гор)». Подобные воззрения отражены в мифологии практически всех народов, и их можно трактовать таким образом, что изначально первые цивилизации были основаны и управлялись иноземцами-«Архонтами» с «божественными» способностями, которые «спустились вниз» из своей послепотопной горной обители для цивилизаторской миссии. Вполне вероятно, что именно с далекой горной прародиной связано имя-титул «Хор», которое было обязательным компонентом длинного составного имени любого фараона. По мнению некоторых египтологов /5/, имя Хор (или Гор), которое обозначалось в египетском языке как «Нг», происходит от египетского слова «hrt» – «высота» или «небо» и означает, соответственно, «небесный» или «горный». Таким образом, включая в свою титулатуру имя Хор, фараоны подчеркивали свое происхождение от «горцев»-«Архонтов». Именно поэтому, в египетских преданиях встречается несколько легендарных Хоров, среди которых Хор-младенец (Хорпократ) – сын Исиды и Осириса, Хор Бехдетский, Хор Старший, Хор обоих горизонтов (Хор-Ахти) и другие. Вполне естественно, что имя Хор-«горец» при этом очень тесно было связано с образом сокола – птицы, парящей высоко в поднебесье.

       В памятниках Древнего Египта выявляется еще один явный «след» присутствия «Архонтов», переживших великий потоп. Речь идет о всеохватывающем культе ладьи. Археологами найдено на сегодняшний день большое количество древних суден (иногда в разобранном состоянии) или огромных специальных сооружений для их хранения, расположенных рядом с культовыми монументами. Например, большие ладьи найдены в «доках», вырубленных по бокам великой пирамиды. Одна из этих ладей (длиною 43 метра и шириною 9 метров), названная ладьей фараона Хуфу /6/, была восстановлена и выставлена на обозрение в специальном стеклянном павильоне. «Док» для ладьи выявлен также и возле пирамиды Джедефра. Сразу шесть больших деревянных лодок найдены еще в конце XIX века возле одной из неприметных египетских пирамид. Огромные специальные помещения для ладей были обнаружены и в погребениях-мастабах более ранних династий «допирамидной» эпохи. Самое древнее на данный момент судно в мире было найдено недавно в египетском городе Абидосе, в 480 км к югу от Каира /7/. Это ладья из кедровых досок, имеющая 23 метра в длину, 2 метра в ширину, около 1 метра в высоту и рассчитанная на 30 гребцов. Ее возраст оценивается более чем в 5000 лет. По мнению экспертов, эта ладья являлась частью флотилии фараона, погребенной около его некрополя. Священная Ладья являлась непременным компонентом древних монументальных комплексов Египта и помещение, в котором она находилась, почиталось как одно из самых сокровенных мест в храме. Также повсеместно можно встретить сохранившиеся настенные изображения ладей. Таким образом, культ ладьи в Древнем Египте практиковался повсеместно, а атрибуты и принадлежности ладьи, как отметил Рандл Кларк, почитались как одни из самых священных предметов. Считается, что ладья в древнеегипетском символизме отражала культ бога солнца Ра, путешествующего на своей солнечной ладье по небосклону. Однако согласно нашей концепции, в архаическую эпоху она вполне могла олицетворяться с легендарным кораблем-ковчегом и спасением из вод потопа. Характерно, что конструкция найденных огромных ладей рассчитана именно на длительные водные странствия. Возможно, эти суда, повсеместно присутствующие в архаическом Египте, изначально предназначались для практических целей спасения в случае рецидива большого потопа, и только в более поздние эпохи их культ сместился в символическую плоскость.

       Помимо обозначенных, существуют и другие свидетельства присутствия «Архонтов» в Древнем Египте, проявляющиеся в традициях монументальной архитектуры и сакральных мистериях, которые мы рассмотрим в дальнейших главах книги. А сейчас обратимся вновь к преданиям об Асаре (греч. Осирис) – великом Боге древнего Египта, входящего в Энеаду (девятку) Богов гелиопольского пантеона. Ранее мы уже соотнесли его с одним из великих «Архонтов», но сейчас обратим внимание на эту легендарную персону, как на фигуру занимающую особое место в истории Древнего Мира.

       Из глубокой старины дошли до наших дней «следы» преданий о великой и трагической судьбе этого Бога. Именно древностью этих преданий можно объяснить тот факт, что не сохранилось подробного, последовательного изложения мифа об Асаре-Осирисе. Известны только версии античных историков (в частности, Плутарха), которые переплетаются с отрывочными сведениями из древнеегипетских источников.

       Наиболее популярная легенда гласит, что когда верховный бог Ра состарился и вознесся на небеса, Осирис занял его трон и правил землей Египта. Он принес высокоорганизованную культуру на обитаемые земли, вследствие чего снискал огромное уважение и почитание среди Богов и людей. Взойдя на престол, Осирис вместе со своей супругой Исидой приобщили народ к цивилизации, сделав массу принципиальных начинаний в хозяйственной и культурной жизни аборигенного населения. При этом Осирис нес блага цивилизации не только египтянам, а странствовал по всем обитаемым землям, неся разным народам просвещение взамен варварства. Во время странствований Осириса, его жена Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие. По преданиям, Осириса коварно убил завистливый брат Сет, а его тело в сундуке сбросил в море. Исида после долгих странствий, совершив в одиночестве путешествие за море, отыскала саркофаг мужа, вросшего в ствол акации, и спрятала его. Но коварный Сет, наткнувшись на тело Осириса, расчленил его на 14 частей и разбросал по Египту. Там, где были обнаружены эти части тела, согласно легендам, были выстроены четырнадцать гробниц, которые стали центрами почитания Осириса по всему Египту. Впоследствии за отца отомстил Гор – сын Осириса и Исиды, одержав победу над Сетом. В легенде упоминается как Исида, используя магию, смогла на некоторое время воскресить своего мужа. В связи с этим Осирис стал почитаться в качестве Бога загробного мира, и с его именем стали связываться представления о бессмертии в потустороннем мире.

        Есть другой вариант легенды, известной по источникам времен XXV династии, но восходящей к более древнему периоду /8/. В этой версии мифа нет упоминания о насильственной смерти Осириса, а описывается, как он тонет, и Гор при помощи Исиды и Нефтиды извлекает его тело из воды на берег Нила, неподалеку от Мемфиса. Сам же Гор, первоначально являясь правителем Нижнего Египта, по решению бога Геба назначается также и царем Верхнего Египта вместо Сета. Считается, что эта версия мифа не получила широкого распространения.

        Изложенные предания послужили основой появления в Древнем Египте представлений о двух полярных этических началах, связанных с именами Осириса и Сета. Вот как об этом пишет Плутарх: «Поэтому в природе духовной Осирис, владыка и повелитель всего самого благородного, это мысль и разум, а на земле, в ветрах, водах, в небе и на звездах все здоровое, устроенное и упорядоченное сроками, сочетаниями и периодами является истечением и подобием Осириса… Тифон [Сет] же в пределах души все бурное, титаническое, неразумное и непостоянное, а в материальной части смертное, вредоносное, возбудительное и связанное с неупорядоченными сроками, нарушением пропорций, помрачениями солнца и лунными затмениями; все это как бы набеги и мятеж Тифона [Сета]» /9/.

        В традиционной науке считается, что легенды о боге Осирисе, положившие начало культу «воскресающих» Богов у разных народов Древнего Мира, например, финикийского Адониса, фригийского Аттиса или шумерского Думузи, основаны на представлениях о циклах увядания и возрождения природы. Но с этим вряд ли можно согласиться, вникнув в сущностный смысл легенд и мистерий Древнего Египта, в которых Осирис представляет собой именно Бога-царя, невинно пострадавшего за людей, но никак не Бога растительности. Плутарх в своем трактате «Об Осирисе и Исиде», рассуждая о природе легендарных персонажей Древнего Египта, приводит мнение тех, кто полагал «что все это воспоминания о великих и удивительных делах и страданиях царей и тиранов, которые за выдающуюся доблесть или могущество приписали себе славу божественного имени и которые затем претерпели от судьбы» /10/. Сам же Плутарх разделяет суждения тех, кто считает, что «история о Тифоне[Сете], Осирисе и Исиде касаются страданий не Богов или людей, но великих демонов, о которых Платон, Пифагор, Ксенократ и Хрисипп, следуя древним толкователям божественного, рассказывают, что они были сильнее людей и мощью намного превосходили нашу природу, но не обладали божественным естеством в чистом и беспримесном виде» /11/. В силу своей доблести добрые демоны были трансформированы людьми в Богов и «не без основания принимают они почести, равно причитающиеся Богам и демонам, и имеют власть повсюду, но больше всего над землей и под землей» /12/. Сами египтяне считали Осириса, Исиду, Гора, равно как и Сета, великими Богами-правителями в человеческом облике. «Египетская история, неразрывно связанная с мифами и легендами, отождествляет Асара с отцом-основателем и первым правителем страны, возникшим из туманной древности сначала как полубог и прародитель египетского народа, затем как изобретатель сельского хозяйства и учредитель законов общества и, наконец, как родоначальник династии, завоевавшей право на трон Египта через Хора и теократическую линию фараонов» /13/.

        В преданиях об Асаре-Осирисе встречается много загадочных сведений, которые мы вполне можем отнести к отголоскам событий, связанных со спасением «Архонтов» из вод потопа. Например, по легенде, тело Осириса в ящике-саркофаге совершило путешествие по морю. Как указывает Плутарх: «море пригнало его к берегу Библа и прибой осторожно вынес его в заросли вереска» /14/. В этом сразу узнается мотив странствия легендарного ковчега во время всемирного потопа. Немаловажным является и наименование местности – Библ. Это слово, означающее «врата Бога», связывалось в Древнем Мире с легендарной «обителью Богов». Скорее всего, в легенде об Осирисе имеется ввиду именно эта «Обитель», а не конкретный город Библ в Леванте, поскольку этот город, также как и знаменитый Вавилон (Баб-ил), являлись только эманациями «первопрестольной Обители». Заросли вереска, куда прибило «ковчег» Осириса, напоминают «заросли камыша», которые являлись олицетворением древнеегипетского Рая. Таким образом, предание о странствии «ковчега» Асара по морю вполне можно связать с отголосками легенды о спасении «Архонтов» из вод потопа в горной местности, ставшей послепотопной «обителью Богов». Либо это воспоминания о транспортировке тела Асара для погребения на далекой священной земле, и тогда становится понятной цель консервации ящика-саркофага, упоминаемая Плутархом: «захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом» /15/. В этом же русле можно трактовать и предания о том, что части тела расчлененного Асара были собраны его сестрами Исидой и Нефтидой и отвезены на мифический «остров Огня», где был выполнен ритуал их мистического превращения, который, согласно Розмари Кларк, стал прототипом египетской погребальной традиции. Так или иначе, но история об Асаре-Осирисе связана с легендарными священными землями «Архонтов». В египетской сакральной мифологии его образ тесно переплетен с символикой ладьи. В текстах встречается упоминание Асара под именем «Ан Нетер», что означает «воспрянуть, восстать» /16/. В рамках нашей концепции мы можем с полным основанием дополнить этот перевод словами «возродиться, воскреснуть», что относит культ Асара к Традиции «спасения из вод потопа».

        По преданиям, именно Асар принес цивилизацию в долину Нила в ту далекую эпоху, которую египтяне называли зеп тепи – «первое время» (начало цивилизации). Согласно священной традиции, Асар был первым правителем Египта и отцом египетского народа. По мнению известного специалиста по Древнему Востоку Бориса Тураева, Осирис и его жена богиня Исида (егип. Исет) являются самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян» /17/. О степени почитания бога Асара-Осириса в Древнем Египте свидетельствует приводимая выдержка из древнеегипетского текста «Воскресение Осириса»: «Восходит Осирис! Чист скипетр! Высок Владыка истины!… Слава тебе, Осирис, Владыка вечности, царь Богов! Многоименный, дивный образами. Тайный обрядами в храмах, чье имя пребывает в устах людей, издревле сущий для всего Египта. Знатный, дивный, первый среди знатных, с вечным саном и укрепленной властью. Могучий, прекрасный для Девятки Богов…» /18/.

        Многие исследователи древнеегипетской культуры склонны считать образ Осириса в египетской мифологии очень сложным и многогранным. Вот, например, мнение по этому поводу Розмари Кларк: «Образ Асара охватывал царства времени и безвременья, как явствует из его титулов «Властелин живущих» и «Правитель вечности». Он был самым любимым божественным героем Древнего Египта и претерпевал метаморфозы в течение столетий, появляясь, то в облике мрачного Сокара архаической эпохи, то в облике блистательного Сераписа греко-римского периода, однако оставаясь неизменным во многих аспектах. На уровне природных явлений Асар сравнивался с самой землей Египта, с ее черным плодородным аспектом и таинством обновления почвы темным илом ежегодных разливов Нила, над которыми властвовала его супруга Исет. После очередного превращения образ Асара выражался в его зеленом аспекте, в котором он ускоряет рост зерна в почве и способствует хорошему урожаю. Тема обновления Асара… является метафорой всей органической жизни, подверженной циклическому закону. Будучи сыном Нут, Асар ассоциируется с небесным царством. Будучи сыном Геба, он принадлежит физическому миру. Его жизнь представляет собой череду трагедий и триумфов, преодоления препятствий, воздвигаемых завистниками, и приема почестей от людей… В сценах мистерий Асар не воскресает и не возрождается в мире времени. Он восстает, чтобы править вневременным царством. Начатое им дело продолжается его потомками – теми, кто стал подобен Осирису. Это постоянный процесс» /19/. М. Э. Матье указывает, что образ Осириса «по существу, до сих пор еще полностью не вскрыт и не проанализирован» /20/. Предпринимались разные попытки осмыслить «историческое зерно» в мифе об Осирисе. Многие предположения исходят из того, что в доисторической древности, скрытой завесой тысячелетий, Осирис был реальной человеческой личностью в статусе вождя или царя. Такая точка зрения присутствует, например, у К. Зете, X. Кееса, А. Гардинера. Есть и предположения, что Осирис и Исида не были изначально локальными божествами Абидоса, а носили более универсальный характер. В этом отношении английский египтолог Хорнблауэр считал Осириса «пришельцем» из Передней Азии /21/.

        Ранее мы уже рассмотрели древние свидетельства о цивилизаторской деятельности Асара со своими спутникам – Исет (Исидой) и Джехути (Тотом), когда они в качестве «Архонтов» внедряли основы цивилизованной жизни и высокоразвитой культуры среди первобытных народов в Египте и за его пределами (см. статью «Цивилизаторы»). Также обращает на себя внимание, что в преданиях разных народов встречаются Боги-правители, которых можно признать ипостасями бога Асара. Так, в Месопотамии Асар был известен под шумерским именем Ашар, ассирийским – Ашур(Ассур), вавилонским – Мардук и считался сыном великого бога Энки (Эа). Аналогом Асара в Средиземноморье был бог Бел. На территориях древних государств Ассирии, Вавилонии, Палестины, Финикии ему поклонялись как верховному божеству под именем Ваал (Баал), правление которого в этом регионе синхронно эпохе правления великих Богов додинастического Египта. Так же как и Асар, в соответствии с древними преданиями, Ваал-Бел предстает как вполне реальный правитель, обладающий, правда, при этом, непостижимыми сверхчеловеческими возможностями. Он являлся повелителем огромной империи, и в его честь назывались города и местности, в том числе, упомянутые в Библии – Ваал-Цефон, Ваал-Фегор, Ваал-Меон, Ваал-Гад и другие. Имя Ваала стало общенарицательным понятием «Господин». По своим сущностным параметрам он сходен с Асаром, но его культ имеет одиозный оттенок, возможно потому, что на противостоянии этому культу выстраивалась ветхозаветная религиозная доктрина. Но, тем не менее, Ваал во многих культурах отождествлялся именно с Асаром.

        В других культурах образ Асара также угадывается по сущностным характеристикам. Например, это Виракоча – бог древних инков и его ацтекский аналог – бог Кецалькоатль. Подобно Асару, они прошли вместе со спутниками с цивилизаторской миссией среди первобытных народов Америки, научив людей письменности, сельскому хозяйству, строительству, металлургии, медицине, и внедрив основы добропорядочной жизни, взаимоуважения и справедливости. Они также обращались с людьми мягко, воздействуя на них словом, а не силой. Многие черты в описании американских Богов с точностью до деталей совпадают с таковыми у Асара. Например, Виракоча, как и Асар, стал жертвой заговорщиков, в результате чего ему также пришлось совершить вынужденное водное «скитание». Присутствует даже внешнее сходство всех этих легендарных персонажей, запомнившихся как бородатые люди. Такое удивительное сходство преданий наводит на мысль, что перед нами одна и та же историческая фигура, проводящая мировую цивилизаторскую миссию. При этом, в мифах американских индейцев Виракоча и Кецалькоатль прибывают к местным обитателям издалека, со стороны моря (или символически появляются из просторов священного озера), и покидают их после проведения своей цивилизаторской миссии. По представлениям же египтян, бог Асар-Осирис покинул Египет, чтобы распространить свое учение по всему свету, а после своего мирового «турне» возвращается обратно в Египет. Из этого можно заключить, что именно фигура Асара явилась прототипом преданий разных народов о Боге-цивилизаторе, и именно он принес народам легендарные сказания о священной земле, великом потопе и чудесном спасении в горах, положив начало великой мировой легенде. При этом любопытно отметить, что, согласно преданиям индейского народа Хопи, их далекие предки жили на некоем континенте, носившем наименование Кассара, которое созвучно с именем Асара.

        Образ полумифического китайского императора Хуан-ди тоже связан с цивилизаторской миссией. Согласно преданиям, Хуан-ди принес народу знания, науки и ремесла. Считается, что он научил людей отливать колокола, мастерить телеги и лодки, изготавливать музыкальные инструменты. Ему приписывается изобретение множества полезных новшеств, таких как топор, ступка, лук и стрелы, мужская и женская одежда, внедрение игры в кожаный мяч. Интересно отметить, что соратники Хуан-ди также оставили свой след в культуре древнего Китая. Например, Жун-чен ввел календарь, а Цан-дзе научил людей иероглифической письменности. В этом прослеживается прямая аналогия с древнеегипетскими мифами о спутнике Осириса – боге Тоте, который также считался основателем письменности (и тоже иероглифической). Введенные Хуан-ди сакральные традиции также свидетельствуют о его причастности к культу «Архонтов». Так, по легендам, своё государство он основал на китайской Мировой горе Куньлунь, которая, как считалось, соединяла землю и небо. Вершина этой горы связывалась с обителью верховного небесного владыки Шан-ди. Дворец Хуан-ди, окружённый яшмовой оградой, был посвящён божеству земли и подземного царства Хоу-ту. Символическая связь обители Хуан-ди с образами Мировой горы и подземного царства (образ земли, поглощенной катаклизмом), напоминает культ Осириса, выраженный в сооружениях – Осирионах. По аналогии с преданиями об Осирисе, легендарный Хуан-ди также считался вполне реальным правителем, и исторические летописи начинались с периода его царствования.

        Можно привести также в качестве примера Бога-цивилизатора литовского бога Велняса (Велса) – покровителя земных сил. Он связан с водой, а его глаз ассоциируется с водой в болоте (образ древнего острова). Это мудрый Бог, который обладает знаниями и практическими навыками, например, такими как строительство зданий и мостов, а также покровительствует музыке, танцам и другим искусствам. Вероятнее всего предположить, что образ Велняса также является «региональной» ипостасью бога Асара. И таких сопоставлений в мировых религиях, можно найти достаточно много, чтобы сделать вывод об универсальности образа Бога-цивилизатора Асара в Древнем Мире.

        При обобщении различных сведений, почерпнутых из древних мифов, легенд и преданий, фигура бога Асара обретает черты первого «императора» в мировой истории, объединившего все древние обитаемые земли и внедрившего на этих землях основы высокоразвитой цивилизации. Неспроста древние египтяне называли бога Осириса «многоименным» и «дивным образами», поскольку великий Асар представал у разных народов под разными именами и обличиями. В этой связи любопытно отметить, что на барельефах в храме Сети I в Абидосе имеются изображения Асара в самых разнообразных коронах и приведено более сотни священных имен Асара. Не является ли это символическим представлением этого Бога как верховного правителя каждого из многочисленных государств своей обширной империи, в коронах которых он изображен и под именами которых запечатлен? Не исключено, что древнеегипетские номы (административные единицы) могли охватывать не только территорию Египта, а распространялись по всему обитаемому миру, подвластному египетской метрополии. Соответственно, деление Древнего Египта на «Верхний» и «Нижний» могло означать не размежевание долины Нила на верхнее течение и дельту, а более широкое деление «имперского» Египта на «верхние» горные территории и равнинные «нижние». Версия о глобальном делении Древнего Мира на административные единицы находит подтверждение и в древних текстах, в которых повсеместно говорится о «маркировке» земной поверхности. Например, в месопотамских преданиях землю измерял Оаннес, в индейских – Кецалькоатль, в древнеиранских – Иима. Эти легенды вполне могут быть отголосками реальной древней «политической» карты мира. Во многих регионах земли имелись, так называемые, омфалы или в переводе – «пупы земли», которые и могли являться региональными «маркерами». Древнеегипетское изображение омфала представляет собой что-то наподобие перевернутого колокола, по бокам которого сидят две птицы. Именно эти птицы и характеризуют омфал, как географический объект. Это следует из древнегреческой легенды, согласно которой, Зевс, желая найти центр земли, выпустил одновременно двух птиц (орлов) с западного и восточного пределов земли. В Дельфах, где птицы встретились, и был водружен омфал, как «маркер» центра территории.

        Таким образом, есть достаточно оснований предположить существование первой общемировой священной «империи» Асара; и она могла явиться эталоном для последующих мировых империй, которые перенимали впоследствии ее атрибуты. На мой взгляд, можно выделить несколько таких атрибутов, по которым видно, насколько широко «империя» Асара распространила свое сакральное влияние не только в Древнем Мире, но и далее через тысячелетия.

        Во-первых, это легендарный имперский знак в виде орла или сокола с распростертыми крыльями и солнечным кругом в центре. Можно предположить, что зародился этот символ в высокогорной местности, где в заоблачной выси выделяются два постоянных спутника человека – солнечный диск и «поднебесная» птица, и вполне мог быть изначально символом «Архонтов», вышедших из «горной обители». И этот отличительный знак сопутствовал Асару, как представителю этой «высокогорной» касты, в его цивилизаторской миссии. Похоже, что наиболее древние из известных государств – архаичный Египет и Шумеро-аккадское царство уже изначально обладали этой «эмблемой» в виде крылатого солнечного диска. Она встречается уже во времена V династии со следующими сопроводительными словами: «Благой Бог, владыка обеих Земель» /22/, что совпадает с эпитетом фараонов. Также этим символом обладали Ассирийская, Хеттская и Вавилонская империи. «На орлиных крыльях» покинули дети Израиля Египет: «Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе…» (Исход 4:19). Великая Персидская империя под знаком орла подчинила себе Древний Восток. Древнегреческая, Древнеримская, Византийская, Монгольская, Российская, Американская империи, хотя и разделены веками, неизменно используют эмблему орла, как символ имперских притязаний и принадлежности к числу великих держав.

        Еще одним атрибутом, связанным с Богом-царем Асаром, является культовый монумент в его честь, который по-гречески называется Осирион. Он расположен в египетском городе Абидосе, который с глубокой древности считался престолом Асара. Монумент представляет собой заглубленную под землю каменную платформу-«остров», со всех сторон окруженную каналом, наполненным водой. Из преданий известно, что платформа-«остров» связана с пребыванием там бога Асара и его дальнейшем воскресении. Смысловая нагрузка этого священного сооружения мало понятна в рамках классической египтологии. Но мы с полным основанием можем утверждать, что платформа, окруженная каналом с водой, конечно же, символизирует древний священный остров – прародину «Архонта» Асара. В отдельной статье мы подробнее рассмотрим значение этого монумента, как первого в истории человечества символа в рамках великой Традиции, а пока отметим только, что к категории «Осирионов» можно причислить множество древних сооружений, встречающихся в разных регионах планеты. По всей видимости, «Осирионы» были обязательным атрибутом культа бога Асара во всем Древнем Мире, и за ними закреплялся символический статус омфала-«пупа земли», поскольку эти сакральные монументы возводились в административных центрах обширной «империи» Асара.

        Возможно, от Осириона в Абидосе проистекает загадочный культ «головы», отголоски которого выявляются в разных уголках земли. Например, широко известно изображение центральной области потустороннего мира древних египтян – Дуата, на котором на вершине холма изображена голова, а сам холм накрыт еще одним слоем, так что голова как бы оказывается погребенной в холме. В древних городах Центральной Америки, таких как Ла-Вента и Сан-Лоренцо, найдены закопанные в землю массивные скульптурные головы. В том же регионе находится гигантская каменная голова на «площадке алтарей» в городе Чочула. Легендарный кельтский герой Бран, умирая, приказал семерым своим друзьям отрубить ему голову и похоронить ее на Белом холме в Лондоне; что и было выполнено. Помимо того, что голова часто встречается в кельтской мифологии, известно много исторических артефактов, связанных с этим культом. Например, римляне обнаружили кельтское святилище, где наряду с останками настоящих человеческих голов присутствовали и резные деревянные головы. Резная голова украшает многочисленные каменные рельефы и изваяния во многих очагах цивилизации кельтов. Некоторые из таких изваяний находились в святилищах возле жертвенников или священных источников, что указывает на сакральность этого культа /23/. Известна также греческая легенда об Орфее, знакомом со многими эзотерическими тайнами. Когда Орфея растерзали на части вакханки, то его голова доплыла до Лесбоса, где она затем творила чудеса и служила оракулом. Можно вспомнить и многие предания северных народов о говорящей голове (в том числе и гигантской), помогающей героям и богатырям. Например, скандинавский верховный бог Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров. В древнекитайской мифологии повествуется как Хуан-ди отрезал голову великану Синь-тяню и закопал ее у горы Чанъяншань. Во время раскопок в западном Китае в провинции Сычуань было выявлено захоронение, проведенное, по мнению археологов, после какого-то важного обряда. Среди множества уникальных предметов там найдены и бронзовые культовые головы /24/. Не так давно колоссальные головы скульптур были обнаружены археологами на дне моря, при исследовании затонувшего города /25/. Из приведенных примеров представляется вполне вероятным, что культ «головы», наблюдаемый в Древнем Египте, в Китае, у народов Европы или у индейцев Америки является смысловым элементом древней единой Традиции. Можно предположить, что символ головы был одним из обозначений владыки потустороннего мира, поскольку зачастую голова погребена в землю (погружена в воду). А так как владыкой потустороннего мира считался Асар, то культ «головы» можно причислить к его атрибутам. И, скорее всего, этот культ происходит из египетского Абидоса, поскольку, по преданиям, в Абидосе похоронена именно голова Асара, расчлененного на части коварным Сетом.

        И еще, в рамках темы «империи» Асара, обращает на себя внимание тот факт, что имена национальных Богов и исторических личностей, наименования городов, регионов и государств восходят к имени ее легендарного «императора». Можно считать это еще одним атрибутом «наследников» Асара. При этом следует учитывать, что в разных языках, и даже диалектах одного языка, меняется произношение одного и того же слова. Кроме того, в древних языках слова записывались только согласными, и их современная «огласовка» очень произвольная. Специалисты по древним культурам разработали свою систему озвучивания древних текстов, но, естественно, что при этом истинное звучание древних языков разных народов и их «фонетическая» взаимосвязь в той или иной мере оказались нарушенными. Но, даже, несмотря на эти обстоятельства, в большинстве случаев «привязка» к имени Асара видна сразу и по фонетике и по смыслу. От имени Асара происходят, со всей очевидностью, имена ассирийского бога Ассура, иранского бога Ахура-мазды и богов Асуров, древнейшего ирландского бога Аесара, скандинавских богов Асиров (или Эзира, о котором упоминают Старшая и Младшая Эдды). В Индии, в различных наречиях Бог именуется как Еашур, Эсур, Исвур и Ишвара. И на древнем этрусском языке Аесар означало Бог. В славянском пантеоне богов Велеса (одно из имен которого Асила или Асир) и Хорса можно сопоставить с богами Асаром и его сыном Хором (Гором). Имя Асара включалось и в составные имена древних героев, царей и патриархов. Например, в летописях египетского жреца и историка Мането легендарный ветхозаветный пророк Моисей называется именем Осарсиф. И это имя, по свидетельству Мането, происходит от имени бога Асара. Многие месопотамские цари носили приставку Асур (Ашур), как, например, Асархаддон, Ашшурбанапал, Тиглатпаласар и другие. То же самое можно сказать и о царе древней Сирии – Хададэзере или мидийском царе Киассаре. В Индии также известен великан и чародей Асурамая. Зороастр часто называется греческими писателями ассирийцем Назараттом (и это созвучно наименованию легендарного города Назарета). С именем Асара связаны также названия культовых храмовых принадлежностей, таких как аккадская асирту или ханаанская ашера, которые в обрядах ассоциировались с божеством. Они представляли собой своего рода стойку или алтарь, и, очевидно, являлись аналогами древнеегипетского символа Осириса – колонны Джед. Также известен культовый библейский камень Авен-Езер. К имени Асара восходит наименование некоторых государств и городов. Например, «извечные противники» в Древнем Мире – «Асур», «Мицраим» и «Исраэль» (Ассирия, Египет и Израиль) все восходят к имени Асара. Также можно упомянуть наименование Ассирии, хеттского государства Кассара, Азербайджана. Архивы фараона Рамзеса II упоминают город Асир в Ханаане, который получил название от одного из израильских племен, вернувшихся с Моисеем. Список подобных примеров можно продолжать долго. Важно еще отметить, что разновидностью имени Асар является слово Сар, древнее значение которого во многих языках также связано с царским саном. Например, имя легендарного царя Саргона Древнего, основавшего первую семитическую империю, означает на аккадском языке «истинный царь». От корня «Сар» происходят английские титулы сир и сэр (sir). Имя жены Авраама Сарры означает «царственная особа, принцесса» и в Библии говорится, что «…цари народов произойдут от нее» (Бытие 17:16). Соответственно и русское слово царь и по смыслу и по фонетике происходит от слова Сар (Асар), а не является производным от римского слова цезарь, как принято считать. (Хотя, по большому счету, и само слово цезарь имеет те же корни, восходящие к имени Асара). Подтверждение этому можно найти в старых хрониках: «…Они [русские] говорят, что слово царь взято из Священного Писания, а эти слова Tsisar (цезарь) и Kroll (король) – всего лишь человеческие измышления» /26/.

        Из приведенной в этой главе аргументации следует, что изначально в Древнем Мире образ бога Асара (Осириса) мог иметь совершенно иную трактовку, которая не укладывается в рамки канонических представлений. Во-первых, его можно сопоставить не столько с национальным египетским Богом, сколько с божественным «Архонтом»-цивилизатором, представителем древнейшей протоцивилизации, принесшим культуру на обитаемые земли. Во-вторых, его цивилизаторская деятельность не ограничивалась только территорией Древнего Египта, а распространялась на весь обитаемый мир. Это был первый древний «император», и его легендарное имя и атрибуты его «империи» символически перенимались в течение тысячелетий многими народами, претендовавших на имперскую или цивилизаторскую миссию. И, в третьих, мотив «воскресения» бога Осириса связан не с природными циклами увядания и возрождения природы, а являет собой отголоски преданий о великом потопе, когда «Архонты» – представители затонувшей древнейшей протоцивилизации - спаслись от стихии («воскресли») на легендарной горе. В целом, можно утверждать, что истинный образ бога-царя Асара являет собой еще одну «неизвестную» страницу древней истории, которая свидетельствует о единых древнейших корнях общемировой цивилизации.

Список литературы и примечания:

1. Цит. по: Блаватская Е.П. Тайная доктрина (по изд-ю 1937 года, перевод Е.Рерих).
2. Цит по: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека (перевод О.П.Цыбенко). – М., Лабиринт, 2000.
3. Характеристика института фараонов представлена в согласовании с мнением французского египтолога Кристиана Жака, изложенного в кн.: Жак К. Египет великих фараонов (перевод Е.В.Пантюшевой). – М., Наука, 1992.
4. Кларк Розмари. Священные традиции Древнего Египта. – М., Фаир-пресс, 2002.
5. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., Наука, 1976.
6. Граффити на ней содержат имя сына Хуфу – Джедефра.
7. Источник: Мир новостей, от 29 мая 2001 года. Отражено на сайте www.impression.ru.
8. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., Наука, 1976.
9. Цит по: Плутарх. Исида и Осирис. (перевод Н.Н.Трухиной) – М.: УЦИММ-ПРЕСС, 1996.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. Цит по: Кларк Розмари. Священные традиции Древнего Египта. – М., Фаир-пресс, 2002.
14. Цит по: Плутарх. Исида и Осирис. (перевод Н.Н.Трухиной) – М.: УЦИММ-ПРЕСС, 1996.
15. Там же.
16. Кларк Розмари. Священные традиции Древнего Египта. – М., Фаир-пресс, 2002.
17. Цит по: Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб., Нева; Летний сад, 2000.
18. Цит. по: Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М., Издательство АН СССР, 1956.
19. Цит по: Кларк Розмари. Священные традиции Древнего Египта. – М., Фаир-пресс, 2002.
20. Цит. по: Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. – М., Издательство АН СССР, 1956.
21. Мнения исследователей приведены согласно М.А.Коростовцеву.
22. Цит. по: Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., Наука, 1976.
23. Энциклопедия: Кельтская мифология (перевод с английского С.Головой и А.Голова). – М., Эксмо, 2002.
24. История древнего Востока (под ред. А.В.Седова). – М., Восточная литература, 2004.
25. Источник: Мир новостей, от 29 мая 2001 года. Отражено на сайте www.impression.ru.
26. цит. по: Сборник Россия 15-17 в.в. глазами иностранцев. – Л., 1986.



Copyright © Леонов А.А.

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции