ЦИВИЛИЗАТОРЫ

 

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции

 

Андрей ЛЕОНОВ

Цивилизаторы древнего мира

 

       Одной из древнейших загадок человечества является вопрос о возникновении на земле цивилизации. Археология свидетельствует, что несколько тысячелетий назад в различных обитаемых регионах мира почти одновременно появилась высокоорганизованная культура. При этом практически не наблюдается преемственности с более ранними примитивными культурами. На местах первобытных поселений людей, по историческим меркам одномоментно, возникли мощные высокоразвитые очаги цивилизации. Сразу и вдруг на исторической арене появились письменность и искусство, наука и профессиональные ремесла, понятия частной собственности, права, идеологии, религии – фундаментальные основы великих государств древности. Этот факт скачкообразного возникновения цивилизации является одним из камней преткновения в исторической науке. Трудно представить такое единодушное «пробуждение» человечества, не основанное на каком-то длительном предшествующем опыте, а такового как раз и не выявляется. Наиболее логично в таком случае предположить, что высокоразвитая культура была привнесена на обитаемые земли извне неизвестным пока науке народом-«пришельцем». Из этого следует, что на некоем, еще не исследованном пространстве, существовала древнейшая протоцивилизация, находившаяся на более высокой ступени интеллектуального развития по сравнению с остальным человечеством. Однажды, как о том свидетельствуют мифы всех народов, эта цивилизация подверглась воздействию мощного катаклизма, положившего конец ее существованию. Ее уцелевшие представители вынуждены были заново выстраивать «новый мир» в среде отсталых первобытных племен, используя свои уникальные знания и опыт. Великие культурные и технические достижения Древнего Мира – это продукт соединения знаний и опыта небольшого количества «пришельцев» и труда обученных ими больших масс аборигенов. Именно благодаря знаниям и опыту «пришельцев» стало возможным так быстро возвести высокоразвитую культуру на местах первобытных поселений. Об этом же свидетельствуют и сохранившиеся следы уникальных технологий, как оказывается, знакомых древним людям уже на заре цивилизации. Методы возведения мегалитических древних сооружений или, например, обработки твердых пород камня, при изготовлении сосудов, до сих пор являются загадкой для современных исследователей.

       Гипотеза о мировой цивилизаторской деятельности «пришельцев» позволяет также логично объяснить удивительную схожесть основных элементов древних культур в разных регионах, и даже на разных континентах. Сюжеты и персонажи древних мифов, мистерий, культов и празднеств разных народов настолько перекликаются даже в частных деталях, что возникает стойкое убеждение, что они восходят к одному исходному прообразу – некоей первичной «матричной» протокультуре, явившейся прототипом всех «региональных» вариаций. То же самое можно сказать и в отношении монументальной архитектуры. Например, у египетских пирамид, их «родственниц» с американского континента и месопотамских зиккуратов (ступенчатых пирамид) присутствует не только похожесть форм, но и глубокая смысловая идентичность (которую мы рассмотрим в соответствующем разделе), что нельзя списать на случайное совпадение замыслов древних строителей. В различных культурах как бы заложены одни и те же исходные параметры, трансформированные под региональную специфику, и эти сходные черты культур проистекают из общего источника. Человечество пользуется унаследованным фундаментом знаний, на основе которого расцветают частные вариации культур, подобно ветвям дерева, произрастающих на одном стволе и питающихся от одних корней. При этом маловероятно, что источником такой протокультуры явилась одна из известных древних цивилизаций, например Египетская или Месопотамская, поскольку каждая из них не обнаруживает следов собственного развития, а возникает скачкообразно и, как бы, извне.

       Несмотря на общую консервативность академической науки в вопросе «стороннего» влияния на развитие древних цивилизаций, многие научные авторитеты в области древней истории и археологии являются сторонниками идеи привнесенного «извне» опыта и знаний. Так, например, можно сослаться на известного английского археолога Уолтера Брайана Эмери, профессора египтологии Лондонского университета, изучавшего эпоху додинастического и раннединастического Египта, – то есть то время, когда зародилась древнеегипетская государственность. Благодаря его исследованиям было показано, что культурное развитие долины Нила в этот самый ранний период цивилизации было уже на таком высоком уровне, который далеко не всегда удалось превзойти в более поздние периоды египетской истории, когда государство достигло наибольшего могущества. В своих трудах Эмери подчеркивает, что такое быстрое развитие цивилизации в долине Нила стало возможным благодаря вторжению неизвестной «династической расы», принесшей высокоразвитую культуру на египетскую землю. Эмери выявил даже чисто анатомические отличия правящей в раннем Египте элиты. Вот вывод этого авторитетного египтолога: «Анатомические различия столь разительны, что любое предположение, будто этот народ ведет свое происхождение от тех же предков, что и более раннее население Египта, просто невозможно» /1/. Такова же точка зрения и английского египтолога Уильяма Флиндерса Питри, основателя академической дисциплины египтологии. По его утверждениям, совершенные творения в Египте связаны с группой людей, чьи феноменальные способности превосходили современников. Четко обозначает проблему древнеегипетской цивилизации Уэст – исследователь Великого Сфинкса: «Такое впечатление, что каждая область знаний в Египте была развита с самого начала. В науках, технике изобразительного искусства, архитектуре, системе иероглифов нет ни малейшего признака периода «развития»; в сущности, многие достижения ранних династий не были в дальнейшем не только превзойдены, но и даже достигнуты. Ортодоксальные египтологи охотно признают этот факт, но масштаб загадки упорно замалчивается, равно как и вытекающие последствия. Как происходит развитие сложной цивилизации? Посмотрите на автомобиль 1905 года и сравните его с современным. Факт развития сомнению не подлежит. Но в Египте этому нет параллелей. Все существует уже на самом старте. Разумеется, ответ на загадку очевиден, но к нему редко относятся серьезно, поскольку он противоречит преобладающему образу мышления. Египетская цивилизация была результатом не развития, а наследования» /2/.

       Аналогичным образом обстоят дела с другой известной старейшей цивилизацией - Месопотамской. Также как и в Египте, культура Месопотамии сразу была высокоразвитой и полностью сформировавшейся, без «подготовительной» фазы развития. Древнейшим народом, населявшим Месопотамию, считаются шумеры. Еще начиная с известного знатока месопотамской культуры Л. Вули, исследователи единодушны в том, что происхождение шумеров неизвестно. И до сих пор ученые озадачены внезапным и необычным появлением этого народа, казалось бы ниоткуда. Уже в начальный момент шумерской цивилизации наблюдается высокий уровень развития, который не зафиксирован ни в одном из мест, откуда шумеры могли бы происходить. Нигде на земле не было культуры, подобной культуре шумеров, появившихся на исторической арене около IV тысячелетия до н.э.

       Таким образом, историческая наука вынуждена считаться с фактом внезапности появления высокоразвитой культуры даже у известных древнейших цивилизаций, и многие авторитеты в этой области склонны связывать этот факт с цивилизаторской миссией не идентифицированного пока наукой народа-«пришельца». Приведем по этому поводу еще одну цитату упоминавшегося уже Уолтера Эмери: «Именно третья партия, чьи культурные достижения независимо распространялись на Египет и Месопотамию, лучше всего объяснила бы общие черты и фундаментальные различия между двумя цивилизациями» /3/.

       В противоположность осторожности современной академической науки, еще в эпоху античности проблема возникновения цивилизации не вызывала вопросов. По единодушному мнению античных историков, культура среди отсталого населения была привита Богами, прошедшими по земле с цивилизаторской миссией. Об этом повествуют античные историки, такие как, например, Геродот, Диодор Сицилийский и Плутарх, которые были знакомы с древними текстами и лично беседовали со жрецами. Диодор Сицилийский сообщает, что старые Боги в одном только Египте основали множество городов и побывали в Индии, где также основали несколько древнейших городов. Для этого Богам пришлось сначала разделить речь и придумать слова, чтобы выразить то, что прежде было невыразимым (отметим, что это очень согласуется с версией «пришельцев»-цивилизаторов, первоочередной задачей которых было выработать язык общения с чуждым населением).

       Обратимся к истокам цивилизации в долине Нила. Сами древние египтяне считали, что их страной изначально правили некие «Почтенные с Севера». Согласно священной древнеегипетской традиции, первым правителем и отцом египетского народа был бог Осирис. Во время своего царствования он, при помощи супруги Исиды и своих соратников, привел людей от первобытной дикости (и даже людоедства) к цивилизованной жизни. Он научил народ земледелию и виноградарству, добыче и обработке металлов, обучил медицине, строительству, учредил культ Богов и ввел первый свод законов. Эпоха правления Осириса на земле рассматривается как самая счастливая и благородная. Для нашего рассмотрения в преданиях об Осирисе важно отметить то, что его цивилизаторская деятельность, судя по древним свидетельствам, не ограничивалась территорией Египетского государства в долине Нила, а распространялась на весь обитаемый мир. Об этой «миссионерской» деятельности бога Осириса отчетливо говорится в трудах тех же античных историков. По свидетельству Плутарха: «Воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить Богов; а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой» /4/. Плутарх отмечает, что в момент рождения бога Осириса, некий голос изрек: «Владыка всего сущего является на свет» /5/. Диодор Сицилийский также рассказывает о том, что цивилизация, зародившаяся в Египте, стала распространяться по всему обитаемому миру по личной инициативе бога Осириса. По словам египетских жрецов, на которых Диодор ссылается, Осирис вознамерился «…посетить все населенные земли и научить род людской возделыванию виноградной лозы, пшеницы и ячменя; поскольку он надеялся, что если он побудит людей расстаться с дикостью и приобщиться к благородному образу жизни, то тем самым он приобретет бессмертную славу за свои великие благодеяния…» /6/. В чем впоследствии, по свидетельству Диодора, он и преуспел. Из приведенных описаний видно, что бог Осирис наделен чертами вполне конкретного исторического персонажа. Сами египтяне признавали, что великие боги Осирис и Исида появились как цари в человеческой форме. (Более подробно об Осирисе можно посмотреть в статье «Империя бога Асара»).

       Перенесемся теперь далеко от Древнего Востока, – на американский континент. И там, у народов Древней Америки, мы встречаем похожие легенды о цивилизаторской миссии Богов. Например, от инков, обитавших в Перуанских Андах, дошли древнейшие предания о боге-цивилизаторе Виракоче. Его вспоминают в легендах, прежде всего как великого учителя, который появился издалека вместе со спутниками с цивилизаторской миссией среди местных дикарей, не знавших одежды и жилищ и с трудом находивших пропитание. С его приходом наступил «золотой век». Виракоча внедрил среди населения знания и ремесла. Он научил людей письменности, сельскому хозяйству, строительству, металлургии, медицине. Он привил дикарям основы добропорядочной жизни, взаимоуважения и справедливости. При этом Виракоча проводил свою цивилизаторскую работу с добротой и благожелательностью, подавая во всем личный пример.

       Совершенно аналогичные легенды существовали и у индейцев Центральной Америки. Ацтекский бог-цивилизатор Кецалькоатль является мексиканским аналогом перуанского Виракочи. Так же как и Виракоча, он прибыл со спутниками в Центральную Америку издалека во главе цивилизаторской миссии. Кецалькоатль научил индейцев читать и писать, возделывать почву, культивировать лечебные растения. От него народ майя получил также знания в области астрономии и уникальный календарь. Кецалькоатль принес с собой «золотой век» для местных обитателей, обучив их ремеслам, наукам, искусствам и, научив жить в мире и справедливости. В том числе, в период его правления была запрещена практика человеческих жертвоприношений.

       В Древнем Китае также рассказывается о мудрецах-цивилизаторах. Как и в других аналогичных мифах, в «начале времен» люди вели дикий образ жизни. Они еще не различали родственных отношений, пили кровь животных, ели мясо с остатками шерсти и понятия не имели о земледелии. Тогда и появились мудрецы, которых звали Фу-си, Шэнь-нун и Хуан-ди. Наследуя правление друг у друга, они научили людей ремеслам, основам культуры и государственности. Например, согласно преданию, Фу-си создал первый музыкальный инструмент, начертал первые иероглифы, описывающие законы мироздания, дал людям огонь. Хуан-ди изобрёл повозку, научил китайцев обрабатывать металлы и отливать из них изделия, обучил гончарному искусству, проложил дороги, преподал основы иероглифической письменности, астрономии, искусства и музыки, а также изобрел массу полезных новшеств, в том числе, научил игре в кожаный мяч.

       Как мы видим, в разных частях света существуют удивительно схожие предания о Богах-цивилизаторах, принесших варварским народам высокую культуру. Мы рассмотрели только некоторые легенды, хотя аналогичные предания о первых «цивилизаторах» в той или иной форме присутствуют и у других народов мира. По легендам, Боги-цивилизаторы прибывают со своей миссией к народам после мощного природного катаклизма, сопровождающегося потопом. Это вполне соотносится с гипотезой о миссионерской деятельности «пришельцев» с затонувшей протоцивилизации. В силу глубочайшего преклонения аборигенов перед этими «пришельцами», замешанного на страхе и удивлении перед их удивительными возможностями, они могли представляться древним первобытным людям Богами или посланцами Богов. В нашем дальнейшем рассмотрении (опираясь на древнегреческую традицию) мы будем называть их «Архонтами», вкладывая в это наименование более широкий смысл, вбирающий в себя как уникальные сверхчеловеческие возможности, так и божественную харизму «отцов-основателей» древних цивилизаций. Соответственно, и понятие «архаического» в нашем исследовании мы будем связывать не с примитивным первобытным укладом, а с великой «первичной» эпохой «Архонтов», наполненной сокровенными знаниями и великими достижениями.

       Таким образом, опираясь на древние предания и легенды, на свидетельства античных историков и на мнение многих современных ученых, мы можем с полным основанием рассматривать гипотезу о том, что фундамент высокоразвитой культуры в различных регионах планеты был заложен «пришельцами»-цивилизаторами, которые являлись уцелевшими наследниками высокоразвитой протоцивилизации, поглощенной катаклизмом. Они заново начали воссоздавать цивилизацию в среде первобытных народов и передали им уникальные знания и опыт своей прародины. Народы-аборигены почитали своих «отцов-основателей» и олицетворяли их за их уникальные возможности с Богами, что нашло отражение в преданиях.

       В рамках, обозначенной в этой главе, гипотезы о глобальной цивилизации (или взаимосвязанной системы цивилизаций), далее мы посвятим наше исследование поиску доказательств того, что древнейшие религиозные культы, мистерии, празднества и мифы, объединенные наряду с монументальной архитектурой в единую общемировую религиозно-эзотерическую Традицию, являются отголосками неких легендарных событий, связанных с «пришельцами»-цивилизаторами – уцелевшими посланниками исчезнувшей таинственной протоцивилизации. Эта великая Традиция являлась краеугольным камнем всех древних цивилизаций, определяя глубинный внутренний смысл их существования, и ее нити протянулись сквозь тысячелетия вплоть до наших дней. Понимание глубинного смысла этой Традиции открывает новые перспективы на историческую «панораму» Древнего Мира.

Список литературы:

1. Цит. по: Эмери У.Б. Архаический Египет. – СПб., Нева, Летний сад, 2001.
2. Цит. по: Хэнкок Г., Роберт Б. Загадка Сфинкса. – М., Вече, 2000.
3. Цит. по: Эмери У.Б. Архаический Египет. – СПб., Нева, Летний сад, 2001.
4. Цит. по: Плутарх. Исида и Осирис (перевод Н.Н.Трухиной). – М., УЦИММ – ПРЕСС, 1996.
5. Там же.
6. Цит по: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека (перевод О.П.Цыбенко). – М., Лабиринт, 2000.

 

Copyright © Леонов А.А.

 

На главную

В раздел Введение.У истоков традиции