Андрей Леонов

Потомки «туранцев» в европейском этногенезе: от саков до фрягов

 

Глава Туранцы


Пролог. Скандинавы из «Страны Турок»

В средневековом скандинавском трактате приводится следующее утверждение о происхождении этносов Северной Европы и их языка:
«В начале всех достоверных историй говорится о том, что Север Европы заселили турки (Tyrkir) и люди из Азии (Asia menn). Поэтому с уверенностью можно сказать, что вместе с ними пришел сюда на север и язык, который мы называем северным, и распространился этот язык по Саксланду, Данморку и Свитьод, Норвегии и по некоторой части Энгланда. Главой этого народа был Один, сын Тора, у него было много сыновей. К Одину возводят свой род многие люди». («Описание Земли III» [1])

Это довольно любопытное заявление, противоречащее устоявшимся в исторической науке теориям о происхождении и этногенезе скандинавских народов. Средневековый автор относит предков скандинавов к неким «туркам» и «людям из Азии». И приводит в качестве легендарного первопредка Тора, хотя в расхожих мифологических схемах божественным первопредком является Один.

В другом скандинавском хорографическом тексте прародиной скандинавов объявляется конкретный исторический регион Тракия (Фракия), а тюрками, соответственно, называются фракийцы:
«В Тракии сначала жил Фирас, сын Иафета, сына Ноя. От него произошел тот народ, который называется тюрками (Tyrkir). Очень многие говорят, потому что так рассказывают древние книги, что из этих земель заселялась Свитьод, а Норвегия из Свитьод, а Исландия из Норвегии, а Гренландия из Исландии». («Какие земли лежат в мире»[2])

Более обширная информация о скандинавской генеалогии содержится в сочинениях «Хеймскрингла» («Круг земной») и «Младшей Эдде», приписываемых исландскому скальду и прозаику Снорри Стурлусону – знатоку древней скандинавской мифологической традиции.

В «Круге земном» речь также идет о некой «Стране Турок» в качестве исходного местообитания Тора и Одина:
«Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином…
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения».
(Снорри Стурлуссон. «Круг земной»[3])

В «Младшей Эдде» подробнее всего излагается легендарная история первопредков будущих скандинавских народов: их происхождение из «Страны Турок», миграция и обустройство в Северной Европе. Вот некоторые отрывки из этого сочинения:
«Вблизи середины земли был построен град, снискавший величавую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь Страна Турков...
Одного конунга в Трое звали Мунон или Меннон. Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором. Он воспитывался во Фракии у герцога по имени Лорикус…
…и завладел [Тор] их государством Фракией. Мы зовем его государство Трудхейм...
Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков. Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за Богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну…
Потом Один отправился еще дальше на север, в страну, что зовется теперь Швецией… Он назначил там правителей подобно тому, как это было в Трое. Он поставил в городе двенадцать правителей, чтобы вершить суд, и учредил такие законы, какие прежде были в Трое и к каким были привычны турки. После того он поехал на север, пока не преградило пути им море, окружавшее, как им казалось, все земли.
Асы взяли себе в той земле жен, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей Стране Саксов, а оттуда и по всей северной части света, так что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран. И люди полагают, что по записанным именам их предков можно судить, что имена эти принадлежали тому самому языку, который асы принесли сюда на север — в Норвегию и Швецию, Данию и Страну Саксов. А в Англии есть старые названия земель и местностей, которые, как видно, происходят не от этого языка, а от другого».
(«Младшая Эдда»[4])

Таким образом, скандинавская эпическая традиция относит происхождение своих легендарных первопредков, основателей правящих династий северных народов, к «Стране Турков» (Tyrkir), которую средневековые авторы связывают с Тракией/Фракией (называемой также Трудхейм) и легендарным малоазийским городом Троей. Согласно этой традиции, будущие династийные правители стран Северной Европы принесли из «Страны Турок» на новые земли свой язык, культуру и правовые нормы.

Не только скандинавский эпос выводит своих предков из Малой Азии, но и предания многих других народов – этрусков, римлян, саксонцев, франков, британцев. Генеалогические легенды предков-основателей этих этносов также привязаны к легендарной Трое. Вполне вероятно, что эти «троянские» генеалогии – искусственные конструкты в рамках исторического «тренда», сформированного еще этрусками, призванные удревнить родословную правящей элиты различных этносов и связать ее с широко известными из греческих преданий культовыми героями Трои.

Однако, только ли в этом дело? Не скрываются ли за этими легендами отголоски народной памяти о реальном малоазийском или фракийском происхождении этносов или их правящей элиты, которые были вплетены образованными книжниками в широко известный и популярный троянский эпос? Не содержится ли здесь историческое «зерно» древних миграций из «Страны Турок», ускользнувшее от исследователей истории и фольклора северных европейцев?

Аналогичный вопрос уже давно был поставлен историками в отношении «готов–гетов» Иордана – можно ли доверять сведениям этого средневекового историка, который выводит германцев готов из Скандинавии, но, одновременно, связывает их происхождение с гетами – другим народом (фракийского происхождения) с созвучным наименованием.
Вот как, например, формулирует эту проблему А. С. Кристенсен:
«Иордан (как и, очевидно, Кассиодор) смешивает историю гетов, скифов и готов, свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт, основанный исключительно на мозаичном сочетании сведений Греко-римской историографии…» [5]
Германоцентристы этот казус совмещения Иорданом скандинавской и фракийской родословной готов объясняют желанием Иордана (или его источников) искусственно удревнить историю готов. Таким образом, сочинение Иордана в понимании германоцентристов предстает как отголоски реальных событий из истории германского этноса II века н.э. (отождествляемые с Вельбарской археологической культурой), конъюнктурным образом вплетенные в древнейшую легендарную историю гетов – другого народа с созвучным наименованием.

Так же и мы применим аналогичный подход к «троянскому» вопросу в истории европейских народов, пытаясь выделить реальные исторические «зерна» в легендарных наслоениях.
И, в первую очередь, расширим понятие «Страны Турок» и «троянцев» из средневековых источников на три исторических суперэтнических образования – туранцев, тюрков и траков/фракийцев (вместе с фригийцами), которым, по целому ряду признаков, несомненно, присуща определенная историческая взаимосвязь. Кратко рассмотрим эти три образования, чтобы иметь представление об общем «этническом массиве», к которому мог применяться термин «Страна Турок», и уже на этом фоне попытаемся детализировать интересующие нас аспекты.

 

Туран

Турáном (пехл.Turan) назывался регион к северо-востоку от Ирана, населенный кочевыми иранскими племенами эпохи Авесты с общим названием «тура». Самое раннее упоминание о туранцах содержится в младшей Авесте, датируемой VI в. до н. э. Название Туран проистекает от авестийского Tuiriianam Dahyunam, что означает «страна туров». Более поздняя форма названия – «tura» («tur»). Начиная с Авесты описывается противостояние Турана, с характерным для него укладом кочевого отгонного скотоводства, и Ирана – другой части иранского этноса. «Иран» со временем воплотился в мощные централизованные империи, а «Туран» был политически раздроблен на отдельные государства, такие как Согд, Бактрия, Хорезм, сосредоточившиеся в регионе Средней Азии в междуречьи Амударьи и Сырдарьи.

Наименование туры/туранцы является сторонним названием (экзоэтнонимом), а самоназванием туранцев являлся термин «саки», греческим аналогом которого было название «скифы».
«По своему значению термин tura в Авесте можно рассматривать как эквивалент термина saka – «скиф» в древнеперсидских надписях» (иранолог Абаев [6])
И эта связка между «турами» и «саками» является важной деталью для нашего дальнейшего рассмотрения.

Помимо «турана» имеется еще два исторических суперэтнических образования с похожим названием. Это «турки» и «траки» («фраки/фракийцы»).

Принято считать, что этнонимы «туры», «турки» и «траки» имеют самостоятельное происхождение, однако есть определенные основания полагать, что между ними наличествует преемственность или родство.

 

Турки

Этноним «тюрки» (на древнетюркском Türük или Kök Türük) появляется в 6 столетии н.э. как название конфедерации племен во главе с правителями из клана Ашина. Регионом формирования тюрков принято считать Алтай.

Некоторые ученые считают, что название тюрки происходит от названия региона Турана. Когда после 6–го века тюркские племена продвинулись на запад и стали соседями иранцев–туранцев, то этот этноним стали переносить и на них. Во время исламской эры термины «турк» и «туранец» стали взаимозаменяемыми. Например, в Шахнаме оба этих термина используются эквивалентно.

Другие ученые видят возможность участия в этногенезе древних тюрков ираноязычных саков–«тюров».
В пользу такого предположения имеются некоторые аргументы:
– Сходство этнонимов «Тюр» и тюрк»;
– Слово gök/kök, которое входит в составной этноним Kök Türük, означает на древнетюркском «голубой», «небесного цвета». [7] И точно такое же значение имеет название первого тюркского аристократического клана Ашина на языке саков:
«Лингвистически не-тюркское название A-shih-na, вероятно, происходит от иранских языках Центральной Азии и означает синий» [8]
Так что, название Kök Türük («небесные тюрки») может являться тюркской калькой сако–иранского названия «Туры Ашина».
– Имена основателей государства тюрок–Ашина – Бумын–кагана и Истеми–кагана – не являются тюркскими по происхождению, так же как и титулы каган, тягин, шад, ябгу.[9]

Таким образом, прототюрки могут являться смешением (или включением) этноса (группы) саков–туров с «базисными» племенами, которые и составили этническую основу будущих тюрков. На этот счет можно привести, например, мнение венгерского историка и лингвиста András Róna-Tas:
«Мы можем воссоздать историю этнического имени турков следующим образом: слово имеет восточно–иранское происхождение, скорее всего принадлежит сакам, и является именем правящего племени, господствующий клан которого под названием Ашина завоевал тюрков, реорганизовал их, но сам быстро отуречился». [10]
С утверждением автора о том, что саки именно завоевали (conquered) некие племена будущих тюрков нельзя согласиться, поскольку это выглядит нелогичным на фоне экспансионистских устремлений последних в эпоху тюркского владычества на огромных территориях. Скорее, можно предположить вариант приглашения туранского–сакского клана Ашина на «княжение» к племенам тюркской группы для легитимации экспансионистских устремлений, наподобие древней Руси, пригласившей на княжение клан варягов Рюрика, что явилось «прелюдией» будущих претензий Руси на расширение своей роли на исторической арене. Наличие древней родословной у правящего клана, уходящей вглубь времен, играло огромную роль для позиционирования этноса, как в древнем мире, так и в Средневековье (что проявлется атавизмами вплоть до настоящего времени). При этом, основное предназначение правящего клана – привнесение правовой традиции в среду молодого становящегося этноса и выполнение функций правового регулирования. Подобно тому, как варяги принесли для народов будущей Руси кодекс «Русской правды», так и клан Ашина принес для тюрков правовую традицию в виде свода законов «Торе», что означает «порядок, закон, обычай, традиция» (Р.Ю.Почекаев [11]). Помимо этого, понятие «Торе» и у тюрков, и у монголов связывалось, прежде всего, с вопросами власти, управления, статусом монарха. У тюрков казахов, например, понятие «Торе» (так называется один из древних родов) означает «властелин». И этот термин – «Торе», связанный у тюрков с властью, господством и правом, опять–таки согласуется с названием «туров»–туранцев.
Более подробное рассмотрение этого любопытного и сложного вопроса не входит в задачу данной статьи.

 

Траки (фракийцы)

Этноним «траки» (лат. Thraci) или «фраки» (от др.-греч. Θρακóς с произношением через «тету») был известный еще Геродоту. Этому этнониму соответствует и название исторической области – Фракии. Скорее всего, и название соседней с Фракией Фригии и народа фригийцев проистекает из того же корня. От корня 'тр' происходит название древней легендарной области Малой Азии – Троады и ее главного города – Трои.
Все эти балкано–малоазийские этнонимы и топонимы с корнем 'tr' и 'trc', на мой взляд, также могут происходить от туранцев–саков. Это более чем вероятно, поскольку известно, что саки в своих военных походах добирались и до Малой Азии. Так, например, Страбон сообщает, что саки добирались до Каппадокии (историческая область Малой Азии):
«Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам: одни набеги более дальние, другие же — на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена; они дошли вплоть до страны каппадокийцев, в частности до тех, кто живет на Евксинском море и теперь называется понтиками». [12]

Кочевой образ жизни скифо–сакских племен, наследников древнего Турана, предполагал вовлечение в оборот огромных незаселенных и не использовавшихся ранее междуречных степных пространств. Поэтому, неудивительно, что туранские племена могли расселиться на протяженных территориях, о чем свидетельствует общность археологических древностей засвидетельствованные на огромных пространствах Евразии:
«Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ до Дуная, что и стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX–VIII вв. до н. э. и просуществовала по крайней мере до III в. до н. э.». [13]

Далее, из региона Фракии/ Фригии, очевидно, уже шли вторичные волны колонизации в другие регионы, отразившись в и легендарных родословных многих этносов.

 

Этруски

Известно, что предков этрусков Геродот выводил из Малой Азии (Анатолии). Это версия Геродота, которая считалась спорной, подтверждается современными генетическими исследованиями (Википедия статья Этруски). Соответственно, и название этрусков (лат. Etrusci) или, по–древнегречески, тирренов/тирсенов (др.-греч. τυρρηνοí / τυρσηνοí имеет ту же корневую основу, что и название траков/фракийцев.

 

Франки

Еще одним народом, название которого связано с Фракией – это франки. Собственно говоря, этноним «франки» является модификацией названия «фраки», только с добавлением назального звука «н» (так же как, например, этноним «угры» в латинском языке имеет форму «унгры» – ungri). Соответственно, и свою легендарную родословную франки также выводили из древней Трои, связывая ее с легендарными персонажами Троянской войны:
«Начало, происхождение и деяния франкских королей и их народов хочу я рассказать. В Азии находится город троянцев, он называется Илиум и правил там Эней… они же воевали за этот город 10 лет подряд. Когда же они наконец захватили его, тиран Эней бежал и переселил свой народ для борьбы в Италию. Другие князья [троянцев, такие] как например Приам и Антенор погрузили оставшееся войско, двенадцать тысяч человек, на корабли и провели их в берегов Дона. Они прошли через болота Меотиды в чьей близости они, наконец, прибыли в Паннонию и выстроили город, которому дали, в память о своих предках, название Сикамбрия. там жили они много лет и стали большим народом». (Книга истории франков. Анонимная хроника VIII века [14])

 

Фряги

В древнерусском языке по отношению к западноевропейским этносам применялся такой термин как «фряги, фрязи». Считается, что «фряги» пришло на Русь из Византии и является искажением греческого слова phraggos , которым в Византии называли именно франков.

В том числе и пресловутые варяги, заложившие основы русской государственности также являются «фрягами», что следует из Вологодско-Пермской летописи:
«По темъ градомъ суть первии населници: в Киеве фрязи, в Новегороде Словене, в Полтеску Кривичи, в Ростове Меря». [15]

Скандинавы и Саксы

Скандинавы также связывали свое происхождение с «Тракией» (что мы довольно подробно рассмотрели в прологе):
«В Тракии сначала жил Фирас, сын Иафета, сына Ноя. От него произошел тот народ, который называется тюрками. Очень многие говорят, потому что так рассказывают древние книги, что из этих земель заселялась Свитьод, а Норвегия из Свитьод, а Исландия из Норвегии, а Гренландия из Исландии». («Какие земли лежат в мире» [2])

Вместе со скандинавами в северных преданиях упоминаются и саксы, земля которых была первой, где обосновались переселенцы из «Страны Турок».


Римляне

Древние римляне выводили свою родословную все из той же Троады, откуда, по легенде, мигрировал в Италию участник троянской войны – Эней.

 

Бриты

В произведении Гальфрида Монмутского «История Бриттов» происхождение британской нации связано с правнуком троянского Энея Брутом, вождем потомков троянцев.

 

Пруссы

Средневековый польский историк Ян Длугош более возводит родословную пруссов к царю Вифинии Прусию ( Прусий II – царь римской провинции Вифинии (Малая Азия) в 192 – 148 гг. до н.э.). Эту генеалогию мы не будем включать в список «троянских», поскольку очевидна ее искусственность, опирающаяся на простое созвучие названия страны Пруссии с именем вифинского царя.

 

Русь

Аналогично перечисленным выше народам, имеется упоминание о сакральной древней Трое и в древнерусских преданиях. В сочинении «Слово о полку Игореве» упоминается местность «земля Трояна» и эпоха Трояна («века Трояна»). Под Трояном понимается древнерусское божество, являющееся эпонимом древней Трои (о чем речь ниже)

 

(А)Тур – Ассирия

Рассматривая три группы «туранцев» необходимо упомянуть также еще об одном древнем этносе с названием «Тур» – Ассирии. На диалекте самих ассирийцев аккадское слово Assur (Ассирия) звучало как Atur. При этом начальный звук А является неэтимологическим опорным звуком для удобства произношения, поэтому корневой основой названия Ассирии является «Тур».

Можно ли туров (ассирийцев) поставить в один ряд с турами Авесты как ответвления единого древнего этноса, или же это просто совпадение этнонимов – вопрос далеко не однозначный.
Существует, например, теория Б. Грозного, предполагающего, что семиты (в том числе и ассирийцы) происходят из Средней Азии.
Вместе с тем, известно сообщение Плиния, считавшего саков–скифов наследниками арамийцев (очевидно, арамеев Месопотамии):
«За этой рекой живут скифские народы. Персы дали им общее название сагов от ближайшего народа, а древние звали, арамийцами (Aramios)» (Плиний Естественная История, кн.VI, XIX, 50)
Да и археологи считают, что истоки скифского «Звериного стиля» находятся на Древнем Востоке.
Однако, это уже вопросы достаточно далекой пред-истории туранцев.


Эпонимы (первопредки) «туров»

Туранцы, турки и траки/фракийцы имели и свои эпонимы, то есть легендарных первопредков:

Тур – прародитель туранцев, упоминается в «Шахнаме» наряду со своими братьями Сальмом и Ираджем. Согласно рассказу Фирдоуси, Тур от своего отца – «мирового владыки» Феридуна – получил во владение Туран.

Тирас – библейский эпоним траков(фракийцев). Согласно сведениям Иосифа Флавия родоначальником тракийцев (фракийцев) был Тирас (Фирас) – седьмой и самый младший сын Иафета, внук Ноя.

Вместе с тем, Ованес Драсханакертци и некоторые другие армянские историки ставят Фираса на место Гомера (первого сына Иафета), утверждая что именно от него пошли рода Рифата, Аскеназа и Фогармы.
«И шестым был Фирас, от которого [родились] наши Асканаз и Торгом и который управляемую им страну по имени своему прозвал Фракией». [16]
И эта информация представляется важной, поскольку тем самым утверждается обозначенная выше концепция происхождения многих народов, связанных с эпонимами Рифата, Аскеназа, и Фогармы от единого корня, обозначенного эпонимом Тирас.

Тирасом также греки называли реку Днестр (Отсюда и город Тирасполь) – местообитание фракийского племени гетов.

Кроме того есть еще ряд мнений исследователей о причастности к эпониму Тирас (и его аналогов) других народов:
Немецкий ученый Johann Christian Friedrich Tuch связывал имя Тираса с этрусками/тирсенами (Tyrsenoi). [17] (Выше мы предположили, что этруски – мигрировашее племя «траков», в силу этого они, естественным образом, связаны с эпонимом Тирас)

В трактате Талмуда, называемом Йома (во втором разделе – Моэд) Тирас является предком Персии:
«Сказал рав Иосеф: Тирас – это Персия» (Трактат «Йома», 10,б)
Персия – это латинизированная передача названия Фарс – исторического региона в южном Иране, являвшегося местообитанием племен, создавших великую империю Ахеменидов.

В средневековом произведении Иосиппон (950 г.н.э.) утверждается, что потомками Тираса являются русы:
«Мешех – это Саксани. Тирас – это Руси. Саксани и Энглеси живут на великом море, Руси живут на реке Кива, впадающей в море Гурган». [18]
В другом списке Иосиппона «Тирас – это Русиш, Бошни и Англеси, живущие по великому морю». [18]

Ему вторит средневековый раввинский текст «сефер ха-яшар» («Книга Праведного»), где также в качестве потомков Тираса выступают русы и англы, а также некие Кушни:
«И дети Мешеха – Шибашни (Shibashni), и дети Фираса: Рушаш (Rushash), Кушни (Cushni) и Онголис (Ongolis); все они пошли и построили себе города: это города, что расположены при море Иабус (Jabus) при реке Кура (Cura), которая впадает в реку Траган (Tragan)» (10:14). [19]
Эти сведения опираются именно на средневековые представления об этногенезе, поскольку в 7 главе этого произведения приводятся, очевидно, более древние сведения о потомках Фираса:
«И сыновья Фираса были Бениб, Гера, Лупирион и Гилак» (7:09). [20]

Тракс (Θρãξ) – греческий эпоним траков(фракийцев). Тракс – эквивалент Тираса в греческой мифологии – покровитель Фракии, один из сыновей Ареса (или одно из имен самого Ареса).

Тор – эпоним скандинавов. В произведении Снорри Стурлусона «Младшая Эдда» легендарный божественный скандинавский персонаж Тор описывается как обитатель Фракии (о чем мы говорили в прологе этой главы):
«Вблизи середины земли был построен град, снискавший величавую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь Страна Турков (Tyrkland)... Одного конунга в Трое звали Мунон или Меннон. Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором. Он воспитывался во Фракии у герцога по имени Лорикус». (Младшая Эдда [4])
Потомок Тора в 19–ом колене по имени Один мигрировал на Север и его спутники стали сопоставляться с Богами:
«Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за Богов, чем за людей». (Младшая Эдда [4])
Потомки «фракийца» Одина, согласно Снорри, стали правителями Саксонии, Вестфалии, Франков, Дании, Швеции и Норвегии, принесли в эти страны свой язык.

Выше мы уже отмечали, что у тюрков существовал свод законов «Торе». Важно отметить, что и «фракийцы» под управлением Одина принесли скандинавам законы «турков» из Трои:
«Он поставил в городе двенадцать правителей, чтобы вершить суд, и учредил такие законы, какие прежде были в Трое и к каким были привычны турки». (Младшая Эдда [4])

Noah Webster предположил [21], что скандинавский Тор является аналогом библейского Тираса, и обе эти формы названия восходят к греческому Тирос (Θουρος, Thouros), упомянутому Гомером как «Арес (Марс) фракийцев».

Помимо перечисленных эпонимов, то есть легендарных персонажей, считающихся отцами-основателями того или иного народа или покровителями одноименной местности, имеется еще целый ряд Богов в пантеонах соседних народов, этимологически и генетически связанных с этими эпонимами. Например, можно назвать:
карело-финского богаТаара
хаттского бога Тару -
главу древнейшего местного Пантеона;
лувийского бога Тархуна;
кельтского бога Тараниса;

И этот список, наверняка остается неполным.

Итак, отталкиваясь от скандинавской генеалогии, которая определяет легендарных предков североевропейцев как выходцев из «Страны Турок», а также легенд и преданий других народов (этруски, римляне, франки, саксы, бриты) о происхождении их легендарных предков из региона Малой Азии, попробуем обосновать концепцию «тураноцентризма», согласно которой за этими легендами может скрываться историческое зерно реальных миграций «туранцев» и их участие (причем главенствующее) в европейском этногенезе. Однако, под «туранцами» (в кавычках) в рамках этого исследования подразумеваются не только обитатели области Туран, но все три суперэтнических образования – туранцев, тюрков и траков/фракийцев (вместе с фригийцами), которые принадлежат к единому историческому «континууму», а также и другие этносы, исторически вовлеченные в туранскую идентификацию (например, киммерийцы и скифы). «Туранцами» все они названы только по причине старшинства (авестийского) этого этноса в исторических преданиях, хотя, на самом деле, однозначно выявить вектор преемственности между этими этносами и степень их взаимосвязи не представляется возможным.
Очевидно, что множество сходных черт между фракийской и скифско-туранской культурами, возникшие по причине культурного заимствования и миграционных процессов, могли давать поводы античным и средневековым авторам путать эти этносы, делая неверные умозаключения в своих произведениях (как пример – путаница готов и гетов). Также очевиден и тот факт, что многие исторические реалии Античной Древности и Средневековья затушевались и переплелись с течением веков, что приводит к неверным выводам уже современных историков.
Поэтому, для отстаивания заявленной концепции «тураноцентризма», необходимо привлекать к анализу больше разноплановых сведений из исторических литературных источников, из археологии, лингвистики, этнографии.

Дальнейшим объектом нашего исследования являются скифские народы Древнего Турана, от которых исторические нити протянулись в разных направлениях от эпических времен до Средневековья.

Читать далее Народы скифского Турана

                            Фракийцы

 

Литература:

1. «Описание Земли III» В кн. Е.А.Мельникова Древнескандинавские географические сочинения. – М.: "Наука", 1986.
2. «Какие земли лежат в мире» В кн. Е.А.Мельникова Древнескандинавские географические сочинения. – М.: "Наука", 1986.
3. Снорри Стурлусон. Круг Земной. – М.: Научно-издательский центр "Ладомир", "Наука", 1980.
4. Младшая Эдда (перевод О. А. Смирницкой) Веб–ресурс: http://norse.ulver.com/src/snorra/
5. Д. С. Коньков. «Гетика» Иордана – Готское историческое предание или конъюнктура эпохи: современное состояние изучение проблемы, 2012)
6. Исторические предания Южного Приаралья : К истории ранних этнокульт. связей народов Арало-касп. региона / Л. С. Толстова ; Отв. ред. Б. В. Андрианов, 246 с. ил. 22 см, М. Наука 1984
7. M. Weiers: Kok-Turken. 1998 Веб–ресурс: http://www.zentralasienforschung.de/KoekTuerken.PDF
8. Carter Vaughn Findley, in: The Turks in World Histor Веб–ресурс: http://de.wikipedia.org/wiki/Turkv%F6lker
9. Peter Zieme: Die Altturkischen Reiche in der Mongolei. In: Dschingis Khan und seine Erben. Das Weltreich der Mongolen. Sonderband zur Ausstellung 2005/2006 Веб–ресурс: http://de.wikipedia.org/wiki/Turkv%F6lker
10 Andras Rona-Tas, Hungarians and Europe in the early Middle Ages: an introduction to early Hungarian history, Central European University Press, 1999, p.281 Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Turkic_peoples
11. Почекаев Р.Ю.Эволюция торе в системе монгольского средневекового права// Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004.
12. Страбон. География Книга XI гл.VIII п.4 / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского, под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. — М.: Ладомир, 1994.
13. С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени. // СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009
14. Книга истории франков.2002 Веб–ресурс: www.vostlit.info
15. Вологодско-Пермская летопись Серия: Полное собрание русских летописей Издательство: Рукописные памятники Древней Руси, 2007 г.
16. Ованес Драсханакертци История Армении Ереван. 1986 (пер. М. О. Дарбинян-Меликян) Веб–ресурс: www.vostlit.info
17. Kommentar Uber die Genesis, pp. 216-217 Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Tiras
18. В.Я.Петрухин. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков / РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.
19. Книга Праведного (10:14) Веб–ресурс: http://vreke.com/front
20. Книга Праведного (7:09) Веб–ресурс: http://vreke.com/front
21. Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Tiras

Copyright © Леонов А.А. 2014