Андрей Леонов

Потомки «туранцев» в европейском этногенезе: от саков до фрягов

 

Глава Народы скифского Турана
(фрагментарный портрет)

«За этой рекой [Яксартом/Сырдарьей] живут скифские народы.... Их племенам нет числа…» (Плиний)
Скифские племена Турана, по мнению Плиния неисчислимы, поэтому выделим среди них только некоторые, наиболее известные из античных источников народности, чтобы иметь представление о скифско–сакской сообщности.

Сведения о туранских племенах Центральной Азии известны из персидских и греко–римских источников (некоторые параллели проводятся также с этносами, известными из китайских источников).
В Авесте, в качестве наиболее заметных племен древнего Турана, названы: собственно сами Tura/туранцы (которые противопоставляются Airya/ариям), Daha (очевидно, поздние дахи) и Sairima (возможно, предки сарматов). Позднее, в персидских источниках упоминаются только такие народы, как саки (различные группы) и дахи.
В греко–римских источниках фигурирует гораздо большее число народностей.

При этом необходимо иметь в виду, что воссоздать «общепризнанную убедительную реконструкцию исторической картины раннескифской истории до сих пор не удалось» (Д.С.Раевский). Соответственно, ниже приведены только выборочные фрагментарные сведения из обширной и многогранной литературы по этому вопросу и некоторые гипотетические выкладки.

 

Саки

Саки – азиатские скифы

Саки (др.-перс. Saka) – сообщность кочевых и оседло–кочевых восточноиранских племен.

По свидетельству Геродота, саки – это персидское наименование всех скифов:
«Это то племя (оно было, собственно, скифским) называли амиргийскими саками. Персы ведь всех скифов зовут саками». (Геродот. История. Кн. VII, 64 [1])

Страбон приводит такое же мнение (со ссылкой на историка Эфора, который приводит строчки из поэта Херила):
«Саки, пасущие агнцев, рождением – скифы; живут же в Азии хлебом обильной. Хотя и номадов потомки, но непорочных людей…» (Страбон.География XI, VIII,4 [2])

Арриан считал саков азиатскими скифами: «…саки, – это скифское племя из тех скифов, которые живут в Азии» ((Арриан. Поход Александра.III,8 [3])

Плиний Старший также относит саков к скифским народам:
«По ту сторону [Яксарта] живут скифские народы. Персы называют их всех саками по имени ближайшего племени, а древние — арамиями» [4].

В персидских надписях упоминаются различные группы саков (из них некоторые параллельно у Геродота):

Саки-тиграхауда – «в остроконечных шапках» (5-ый столбец Бехистунской надписи, надпись Дария из Суз, надпись Дария из Накш-и Рустама, в надписи Ксеркса из Персеполя и «ортокорибантии» («острошапочники») у Геродота);

Саки-хаомаварга – «варящие хаому» (надпись Дария в Сузах, надпись Дария из Накш-и Рустама, в надписи Ксеркса из Персеполя и «амиргийские» саки у Геродота);

Саки-парадарайя – «которые за морем (за рекой)» (В надписи Дария из Накш-и Рустама);

Саки-парасугудам – «за Согдианой» (в надписи Дария из Хамадана)

Геродот так описывает одежду и вооружение саков:
«…Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были еще сагарисы – [обоюдоострые] боевые секиры…» (Геродот. История. Кн. VII, 64 [1])

*Обратим внимание на оружие саков – обоюдоострые боевые секиры, которые позднее отмечаются византийскими авторами как характерный атрибут варангов.


Ашкуза и Сакасена

В ассирийских источниках саки именуются Ашкуза/Ишкуза (ассир. (A)š-ku-za-a / (I)š-ku-za-a) [5].
Первые сведения о народе Ишкуза в ассирийских клинописных источниках относятся к 70-м годам VII в. до н.э., когда они в союзе с маннейцами и мидянами выступают против Ассирии. Примером клинописного свидетельства о саках–скифах является запрос царя Асархаддона к оракулу бога Шамаша по поводу сватовства к его дочери скифского царя Партатуа (у Геродота он назван Прототием).

В древне-еврейских источниках упоминается похожее название – «Царство Ашкеназ», которое вместе с Урарту и Манной подвластны Мидии:
«Поднимайте по всей земле знамена, средь народов в рог трубите, на войну с Вавилоном освятите народы, созовите против него царства - Арарат, Минни, Ашкеназ - полководца против него пошлите, коней соберите, что тучу саранчи! На войну с Вавилоном освятите народы, царей Мидии, владык ее и наместников, всю подвластную им землю» («Книга Иеремии» 51:27, 51:28).

Появление саков–скифов в Азии отражено и в трудах античных авторов Геродота и Страбона.
Геродот повествует о скифах, которые, якобы, преследуя киммерийцев, сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю во времена царя Увахшатры (греч. Киаксара):
«…Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а теперь вторглись в Мидийскую землю…»
и другой фрагмент:
«Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны…» (Геродот. История. I, 103; IV, 12 [1])
Сведения Геродота о преследовании скифами киммерийцев вызывают сомнения, поскольку, исходя из древневосточных источников, разница между появлением киммерийцев в Малой Азии и первым упоминанием скифов составляет, по меньшей мере, 50 лет. Скорее всего, это легенда, призванная объяснить появление скифов в Закавказье.

Страбон же связывает захватнический набег с саками и называет занятую ими территорию по их имени Сакасеной;
«…они [саки] захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена…» (Страбон.География XI, VIII,4, XIV,4 [2])
Позже под этим же именем (Шакашен) она известна и из армянских источников.

Сакасенская область упоминается также и у Птолемея:
«Области Армении в части, заключающейся между реками Евфратом, Киром и Араксом, суть следующие: у Мосхийских гор — Котарзенская, выше так называемых бохов; вдоль реки Кира — Тосаренская и Oтенская; вдоль реки Аракса — Колтенская и ниже ее Содукенская; у горы Париадра — Сиракенская и Сакасенская...» (Птолемей. География, V, 12, 9 [6])

У Плиния также имеются сведения о местопребывании сакасанов:
«По ту сторону их [Паригедрийских гор] лежат Колхидские (Colchicae) пустыни; с той стороны их, которая обращена к Керавнским горам, живут арменохалибы и лежат земли мосхов вплоть до реки Ибера, впадающей в Кир, а ниже — сакасаны и затем макероны до реки Абсарра». (Плиний Естественная история кн. VI, XI, 29 [7])

Вот как локализует Сакасену И.М.Дьяконов:
«Можно поэтому предположить, что Сакасена (иранск. *Saka-sayana-«обитаемая территория саков») было официальным мидийским наименованием ядра бывшей территории Скифского царства. Нам следует, таким образом, искать эту территорию между Курой в районе севернее Кировабада и маннейской территорией вокруг озера Урмии, южнее Аракса» [8].

Кроме топонимов Ишкузи и Сакасена в Закавказье сохранился аналогичный топоним Ишкаштм (Шькошьм) в Горно–Бадахшанской области Республики Таджикистан, который также сопоставляют с саками.


Саки vs скифы?

Относительно упомянутой области Ишкуза–Сакасена в греческих источниках возникает разночтение – Геродот описывает поход скифов, а Страбон упоминает саков. Некоторые историки (например, Пиотровский и Струве) полагают, что совместно со скифами действовали среднеазиатские саки, по имени которых эта область получила своё название.
М.И. Артамонов высказывает другое мнение, что скифы названы саками по причине схожести этих народов:
«Персидское название занятой скифами области — страна саков — вовсе не требует для объяснения своего происхождения поселения в ней саков, а не скифов. И те и другие были настолько близки между собой, что имя одного народа легко переходило на другой» [9].

Однако, допустим и такой вариант, что названия «саки» и «скифы» являются разными наименованиями одного и того же народа (как, например, венгры и мадьяры).

В китайской литературе упоминается народ саи (также са или су), которых исследователи отождествляют с саками «как по созвучию в именах сай и сака, так и по совпадению мест жительства обоих этих народов». Григорьев считает этноним саи производным именно от этнонима саки, от которого китайцы взяли только первый слог [10].


Лингвисты о различных наименованиях скифов

Скифы, помимо своего азиатского наименования саки, назывались также и сколотами:
«Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами» (Геродот История IV, 6 [1])

Лингвисты приводят различные схемы трансформации наименования скифов из одной формы в другую:
Например, по мнению акад. Н.Я. Марра слово skolot является редуцированной формой слова sak: skolot > skolt > skol > sku > sak. Последнее же слово, по его мнению, означает потомство, род, племя. Также он демонстрирует, как основа sak закономерно переходит в основу sku: sak > sak-u-ta > σακ-υ-θα > σκυ-θα > σκυθαι [11].

Василий Абаев возводит этноним skuta к *skul-ta [12].

С.В. Кулланда считает, что самоназвание скифов на момент их первых контактов с ассирийцами должно было звучать примерно как *skuda, что дало iskuzai ассирийских письменных источниках. К V в. до н.э. в скифском языке произошел переход d > l, что дало форму *skula, записанную Геродотом в виде Σκολο- или Σκóλοτοι, где суффикс -τοι являлся показателем множественности.
Поскольку z в ассирийской передаче самоназвания скифов – iskuzai соответствует греческому θ в Σκυθαι и более позднему скифскому l в упоминаемом Геродотом самоназвании скифов Σκóλοτοι (т.е. skula-ta, где -ta показатель множественности), то становится ясно, что к началу скифских переднеазиатских походов VII в. до н.э. иранский звук *d уже превратился в скифском языке в межзубный звонкий δ. Так что самоназвание скифов на момент их первых контактов с ассирийцами и греками должно было звучать *Skuda, что в результате дальнейшего перехода d > l в скифском языке не позднее V в. до н.э. дало форму *Skula, записанную Геродотом в виде Σκολο- или Σκυλο-. Отсюда видно, что имя Скил-Σκυλης означает просто «скиф» [13].


Саки = скифы = сколоты = … «собаки»

Еще историком–востоковедом 19–го века В.В. Григорьевым было высказано предположение, что наименование саки имеет значение «собака», «волк»:
«Приходится поэтому довольствоваться предположениями. Слово сек в новоперсидском языке означает «собака»; в персском языке времен Ахеменидов, судя по аналогии с другими словами последнего сохранившимися в первом. произносилось оно, должно полагать, сака…Называя Саков Саками, Персы обзывали их, следовательно. «собаками»… Не должно забывать при том, что «собака» в устах древнего перса вовсе не было бранным выражением; напротив животное это пользовалось у Персов величайшим уважением и даже носило священный характер» [10].

Учитывая, что родственным сакам народом являлись дахи, предложенную Григорьевым «собачью» этимологию этнонима саки можно развить соображениями известного исследователя мифологии Мирчи Элиаде относительно даков:
«Итак, издавна даки называли себя "волками" или "подобными волкам", похожими на волков. Страбон сообщает, что закаспийские кочевники-скифы также носили имя "daoi". Латинские авторы называли их "Dahac", а некоторые греческие историки "daai". Их этническое имя с большой вероятностью восходит к иранскому слову "dahae" - "волк". Однако подобные имена не были исключением среди индоевропейцев. К югу от Каспийского моря простиралась Hyrcania, на восточно-иранском диалекте - Vehrkana, на западно-иранском - буквально - "страна волков" (от иранского корня "veheka" - волк). Кочевые племена, заселявшие эту территорию, греко-латинские авторы именовали -"hyrkanoi" - волки. Во Фригии было известно племя Orka (Orkoi)…
Отметим еще одно пересечение между иранцами и даками. По традиции, переданной в Шах-наме, на персидском знамени было изображение волка. Настенное изображение в Туркестане воспроизводит флаг с изображением волка или дракона с волчьей головой»
[14].

Таким образом, наименования родственных скифских народов саков и даков имеют одинаковое значение «собака», «волк». «Волчье» наименование имеет и территория обитания сакских племен – Гиркания.

Можно добавить еще один аргумент в пользу этой версии. Как уже разбиралось выше, название скифов сколотами – Σκóλοτοι проистекает от основы Σκολο- или Σκυλο-. А эта основа с большой вероятностью имеет значение «собака». Например, в греческом языке собака называется «скил(ос)» (σκύλος). В русском языке также сохранился корень 'скл' в «собачьем» значении в таких словах как скулить, оскал.

В классическом переводе Геродота самоназвание скифов сколоты относится к неким «царским скифам»:
«Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами». (Геродот История 4, 6 [1])
Однако, наиболее точный перевод этого примечания Геродота немного иной: «всех же их называли сколотами, по имени царя». То есть, наименование сколоты, так же как и имя царя, имеет одну и ту же семантику, очевидно, связанную с собакой.

Каким же образом скифы могли получить такое прозвище, связанное с собакой? Вариантов здесь несколько. Во–первых, как отмечают многие исследователи, собака (также как и волк или шакал) была почитаемым животным у многих индоевропейских народов, и могла являться тотемом. С другой стороны, скифские народы промышляли разбойными набегами, и могли ассоциироваться со стаей псов или волков. Также вероятно, что свое «собачье» наименование скифы получили по приходу в Азию по имени своего вождя Ишпакая, имя которого как раз означает «собака» (ассир. Spâkâya, иран. Spaka) или ему был придан такой смысл по созвучию. При этом стоит отметить, что и далее в скифской истории встречаются скифские имена с такой же семантикой, например полугрек–полускиф Скил (греч. «собака») и Вархаг (иран. «волк»).

Рассматривая основу 'скл', стоит также упомянуть сирийский город Аскалон, история которого связана со скифами.

Асканий/Аскеназ и малоазийская Аскания

Как уже упоминали выше, библейский аналог ассирийского названия Ашкуза звучит как Ашкеназ (царство Ашкеназ у Иеремии). Как видим, окончания несколько разнятся.
На этот счет имеется версия Айзека Азимова [15], что название Ашкеназ появилось из–за ошибки прочтения в еврейском тексте буквы nun вместо похожей по начертанию буквы vav, так что слово «Ашкуз» стало словом «Ашкеназ».

Вместе с тем, название царства Аскеназ в библейской традиции связано с именем Аскеназа, сына Гомера, внука Иафета, правнука Ноя (Бытие 10:3). Любопытно, что в раввинской литературе с именем Аскеназа связываются сначала скифы, а позднее (с 10 века) славянские территории [16], и (с 11 века) северные, в том числе германские, народы [17]. В частности, у крупнейшего средневекового комментатора Талмуда и Библии Шломо бен Ицхака встречаются понятия лешон ашкеназ –«немецкий язык» и эрец ашкеназ– «Германия».[18]

В армянской генеалогической традиции Ашкеназ наряду с Фогармой выступают предками армян.

Наряду с Аскеназом, в легендах других народов встречается созвучный ему по имени персонаж – Асканий.
В древнегреческой и римской мифологии Асканий (др.-греч.Ασκανιος, лат. Ascanius) является сыном легендарного Энея, мигрировавший вместе с отцом в Италию после Троянской войны (либо, по другой версии) родившийся уже в Италии. У Гомера Асканий вместе с Форкисом являются предводителями фригиян в Троянской войне.
В германских преданиях тоже имеется свой Асканий – мифологический прародитель саксов и Аск – первый человек согласно скандинавской мифологии.


Имя Аскания связано с названием исторической области Аскания во Фригии (Малая Азия), известной из греческих источников еще со времен Гомера:
«Форкис и храбрый Асканий вели из Аскании дальней Рати фригиян» [19]

Об этой области упоминает и Страбон:
«В глубине страны вокруг Мисии расположена Фригия Эпиктет, которая нигде не соприкасается с морем и простирается до восточных частей Асканийского озера и его области; озеро и область носили одно и то же имя». (Страбон. География XII, IV, 3 [2])
«В глубине Вифинии лежат Вифиний, расположенный под Тиеем с областью, лежащей около Салона — прекрасным пастбищем для скота (откуда происходит салонский сыр); затем Никея, столица Вифинии на Асканийском озере (вокруг расстилается большая и чрезвычайно плодородная равнина, не очень здоровая летом)». (Страбон. География XII, IV, 7 [2])

Вместе с тем, у Гомера упоминается еще одна Аскания, расположенная также в Малой Азии, которую Страбон локализует возле Никеи:
«…другая Аскания, мисийская, лежит ближе, у нынешней Никеи; о ней упоминает Гомер» (Страбон. География XII, IV, 3 [2])

Также надо отметить, что у Птолемея и Аммиана Марцеллина имеются созвучные с Асканией названия гор – Аскатанские и Асканимские (Ascanimia) соответственно, находящиеся в регионе обитания саков [10].

Таким образом, библейский Аскеназ, римско–греческий Асканий и саксоно–скандинавский Асканий/Аск оказываются связаны с ближневосточным наименованием саков (скифов) и их происхождение в легендах относится к региону Малой Азии, где имеется топоним Аскания. И это, очевидным образом, согласуется как с римской легендой о происхождении древних римлян из малоазийской Трои, так и со скандинавскими преданиями (которые мы рассмотрели в начале исследования) о приходе предков скандинавов и саксов из некоей «Страны Турок», также связанной с легендарной Троей в Малой Азии. Более того, можно предположить, что предки скандинавов принесли на новые земли и свою топонимику – историческая местность Сконе (лат. Scania) на юге Скандинавии проистекает от названия (А)скания в Малой Азии. Любопытно также отметить некоторую схожесть наименований фригиян из Асконии и фризов Севера Европы.


скифы и киммерийцы

Впервые киммерийцы (др.-греч. Κιμμéριοι) упоминаются еще у Гомера.
В ассирийских текстах присутствие киммерицев – «гимирру» (Gimirri) фиксируется в VIII веке до н.э. в Закавказье и Малой Азии.

По самым разнообразным аспектам скифы исторически тесно связаны с киммерийцами
В древних текстах на иврите, Ashkuz (Ашкеназ) считаются прямым ответвлением от Gimirri (Гомер).
Согласно рассказа Геродота, кочевые племена скифов, вытесненные из Азии, прибыли в Северное Причерноморье на земли, оставленные киммерийцами, а затем стали преследовать киммерийцев, вследствие чего оказались в Закавказье. (Геродот, I, 103; IV, 11,12 [1])
Вместе с тем, в ассирийской надписи из храма Иштар царь киммерийцев Дугдамми именуется «царем саков и гутиев»
Страбон называет киммерийцев или одно из киммерийских племен трерами и сообщает, что они были изгнаны из Малой Азии вождем скифов Мадием:
«И киммерийцы, которых называют трерами (или какое-то племя киммерийцев), часто вторгались в страны, расположенные на правой стороне Понта, и в прилегающие к ним области, нападая иногда на Пафлагонию, иногда даже на Фригию…Такие вторжения часто совершали киммерийцы и треры. Как говорят, треры и Коб были в конце концов изгнаны Мадием, царем скифов». (Страбон.География.Кн.I, III, 21 [2])
Из античных источников известно, что лидийский царь Алиатт изгнал киммерийцев из Азии. Причем изгнал он их с помощью неких «отважных псов». Учитывая, что Алиатт предоставил укрытие скифам, бежавших со службы у мидян, вероятно, под этими «отважными псами» подразумевались скифы (принимая во внимание «собачью» этимологию их этнонимов и имен их царей).

Существует распространенная точка зрения, что скифы и киммерийцы соответствуют единой археологической скифской культуре, в которой киммерийцы представляют раннескифский этап [20].
Другие считают, что страна киммерийцев располагалась в Каппадокии. В частности Г.А. Меликишвили указывает на тот факт, что древние армяне называли Каппадокию Гамирк [21].
Любопытно, что некоторые греческие авторы вместо имени киммерийцев пишут керберии, что, соотносится с псом Цербером (κερβερος ) из греческой мифологии.
По общему мнению историков, вопрос о киммерийцах остается одним из самых туманных в истории Восточной Европы.

 

скифы и исседоны

Как известно из Истории Геродота скифы потеснили киммерийцев, когда их самих потеснили исседоны. Геродот сообщает, что исседоны живут напротив массагетов. Историки локализуют исседонов в степях Южной Сибири и Урала, на юго-западном Подуралье и склонны относить исседонов и массагетов к скифо–сако–сарматской общности на основании родства их культуры.

 

Дахи/ Даи

Дахи/ Даи ( лат. Daoi, Daai и греч. Δáοι, Δáαι). Персепольская надпись Ксеркса в перечне самых крупных «скифских» стран и народов, наряду с саками-тиграхауда и саками-хаумаварга, называет еще и дахов. В этом списке дахи соседствуют с саками. А впервые дахи упоминаются еще в Авесте (хотя некоторые историки сомневаются в безусловности отождествления «авестийских» и «персидских» дахов)

О дахах/даях сообщает Страбон в своей географии:
«На левой стороне при входе в Каспийское море живут кочевники, которых наши современники называют даями с прозвищем апарнов. Затем перед ними в промежутке находится пустыня; далее непосредственно следует Гиркания, у которой Каспийское море уже широко разливается вплоть до пункта своего соприкосновения с мидийскими и армянскими горами». (Страбон. География XI,VII,1[2])

Также Страбон приводит мнение, что парны (апарны) – одно из племен даев, покорившее Парфию и создавшее на ее основе могущественное государство Аршакидов – происходят из скифских областей над Меотидой (Азовским морем):
«Апарны-даи, как говорят, были переселенцами из области даев, живущих над Меотидой, которых называют ксандиями или париями. Однако не является общепризнанным, что среди скифов, живших над Меотидой, были какие-то даи. От этих скифов, говорят, ведет свой род Арсак …» (Страбон. География кн. XI, гл.IX, 3[2])
Правда, тут возникает вопрос, какая Меотида имеется в виду – Азовская или Каспийская? Известно, что в античной традиции Меотидой и Танаисом считали не только Азовское море и Дон, но также Аральское море и Сырдарью (Яксарт) [22].
Если же дахи обитали в прикаспийской Меотиде, то от их названия может происходить древнее название реки Урала (прежнего Яика) – Даик (Δáιε; Daicus) [22].

Страбон отмечает важный момент, что обычаи и образ жизни дахов «благоприятствует господству и военным успехам»:
«затем Арсак, скиф, вместе с некоторыми из даев, так называемых апарнов, кочевников, живших по реке Оху, напал на Парфию и завоевал ее… В настоящее время они владеют такой обширной страной и таким множеством племен, что по величине своей державы являются до некоторой степени соперниками римлян. Причина этого — их образ жизни и обычаи, во многом варварские и скифские, но еще более благоприятствующие господству и военным успехам». (Страбон. География XI, IX, 2 [2])

……..

Таковы некоторые фрагментарные сведения о саках и даках.

Список «скифских» народов к востоку от Ирана в древнеперсидских источниках ограничивается саками и даками. Множество других народов в этом регионе, называемых греко-римскими авторами, отсутствуют в ахеменидских надписях, соответственно, современные историки выдвигают разные версии по локализации этих народов и сопоставлению их с ахеменидскими названиями.

 

Массагеты

Массагеты (др.-греч. Μασσαγéται, лат. Massagetae) – конфедерация древних восточно–иранских племен, обитающих, как большей частью принято считать, в регионе Центральной Азии к востоку от Каспия (примерно на территории современных Турменистана, Узбекистана и Афганистана). Однако единого согласованного мнения на счет местообитания массагетов у ученых нет, поскольку сообщения античных авторов содержат географические противоречия и неопределенности.

В античных источниках массагеты – это наименование скифских племен, близкое к сакам, так что даже применяется термин «культуры сако-массагетского круга». Массагеты – это более древнее общее имя, которое в III в. до н.э. вытесняется именем дахов (даев).

У Страбона присутствует упоминание всех трех этносов:
«Налево и против этих племен расположены скифские и кочевые племена, занимающие всю северную сторону. Большинство скифов начиная от Каспийского моря называются даями. Племена, живущие восточнее последних, носят названия массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть свое особое имя. Все они в общей массе кочевники… Из даев одни называются апарнами, другие — ксанфиями и третьи — писсурами. Апарны находятся ближе всего к Гиркании и к пограничному с ней морю; остальные простираются даже до области, лежащей против Арии». (Страбон.География XI, VIII, 2 [2])

Вот некоторые фрагменты из рассказа Геродота, дающие представление о местообитании и образе жизни массагетов:
«…Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем.

Так вот, с запада Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к нему примыкает безграничная необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины занимают упомянутые массагеты…

Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.

Об обычаях массагетов нужно сказать вот что. Каждый из них берет в жены одну женщину, но живут они с этими женщинами сообща. Ведь рассказы эллинов о [подобном] обычае скифов относятся скорее к массагетам. …Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный Бог, которого они почитают, это – Солнце. …» (Геродот. История. Кн. I, 201, 204, 215, 216 [1])

Споры в среде ученых по поводу местообитания массагетов связаны с идентификацией геродотова Аракса:
«река Аракс текущая на восток (IV, 40)…из страны матиенов, изливается сорока устьями, из которых все, кроме одного, впадают в болота и топи » (Геродот История I, 202 [1])
В настоящее время большинство исследователей отождествляют «Аракс» Геродота с Оксом (совр. Амударья). Это подтверждается сообщением Страбона:
«По словам Эратосфена, арахоты и массагеты живут рядом с бактрийцами, на запад от них, по течению Окса; вся территория саков и согдийцев лежит против Индии. Напротив, бактрийцы противолежат Индии только на небольшом пространстве, так как большая часть их расположена вдоль Паропамиса. Река Иаксарт отделяет саков от согдийцев, а Окс — согдийцев от бактрийцев». (Страбон. География XI, 8.8 [2])

Позднее, с именем массагетов сопоставлялись некоторые другие этносы.
Так, например, Аммиан Марцеллин в своей «Истории» соотносит с массагетами аланов:
«аланов, древних массагетов» (лат. …Halanos pervenit, veteres Massagetas) (Аммиан Марцеллин.История кн. XXXI, 2, 12) [23].
Также Марцеллин цитирует речь императора Юлиана отступника, обращенную к солдатам, в которой тот говорит про «албанов и массагетов, которых мы называем теперь аланами» (лат. …per Albanos et Massagetas, quos Alanos nunc appellamus) (XXIII, 5,16).
И еще в одном фрагменте: «...iuxtaque Massagetae Halani et Sargetae» ( XXII, 8, 38)

«…Аланы (они массагеты)…» – утверждает также и Дион Кассий [24].

Известный латинский писатель Иероним, лично совершивший паломничество на Восток, выводит гуннов из местности, населенной массагетами:
«от далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, где в Кавказских ущельях Александр дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов…» [25]

Сопоставляют гуннов с массагетами также и раннесредневековые писатели Прокопий Кесарийский (VI век) и Евагрий Схоластик (VI век).

Также следует отметить родственный массагетам народ исседонов.

 

Сарматы/Савроматы

Будучи тесно связанными со скифами, сарматы или савроматы не задействованы на начальном этапе скифской истории.
В Авесте упоминается некий народ сайрима, который многие исследователи склонны отождествлять с сарматами/савроматами..
Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту:
«Если перейти реку Танаис, то там уже не скифская земля, но область савроматов» (Геродот. История IV, 21[1])
Геродот же указывет и на близость по языку савроматов и скифов: «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» (Геродот, IV, 117[1])
Диодор упоминает савроматов как один из переселенных царями скифов народов:
«Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами» (Диодор, II, 43 [26])..
Еще сообщение о савроматах имеется у Плиния:
«…Затем реку Танаис, впадающую [в Меотиду] двойным устьем, населяют и сами разделенные на многие племена сарматы, — как говорят, потомки мидян». (Плиний. VI.19.[3])
Многие исследователи истоки сарматов относят к дахо-массагето-сакскому комплексу.
В позднюю античную эпоху к сарматам причислялись (согласно Страбону) такие народы как языги, роксоланы, сираки, аланы, роксоланы и сайи.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов античного мира, так что даже Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии.

 

Восточные истоки скифской культуры

«У скифов, как и у других иранских племён до их контактов с культурами Древнего Востока, своего изобразительного искусства, действительно, не было. Во всяком случае, никаких следов его в археологических памятниках не обнаружено» [27].
«Археологи давно обратили внимание на запустение Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н.э., что выражается в значительном уменьшении числа памятников, относящихся к этому времени сравнительно с предшествующим и последующим периодами. Указывалась и Причина запустения – предполагаемый уход киммерийцев и скифов в Азию» [28].

По возвращению в Северное Причерноморье скифы приносят и новую культуру:
«Скифы и киммерийцы, изгнанные из Азии, вернулись в Северное Причерноморье не такими, какими они из него ушли. Длительное пребывание по соседству и в тесных связях с древнейшими и наиболее высокими цивилизациями мира не могло пройти для них бесследно. У них возникла новая культура, её они и принесли с собой на свою старую родину. Эта культура называется скифской, но в ней мало что можно отыскать от первоначальной культуры их родины, продолжавшей существовать и развиваться у части скифов, оставшейся на месте и не принимавшей участия в бурной истории своих соплеменников в Азии. Новая культура, как более прогрессивная, быстро распространилась по всей Скифии и определила собой облик всего скифского народа, среди которого вернувшиеся скифы под именем царских заняли господствующее положение. Местная культурная традиция частично уцелела, главным образом у осёдлого населения лесостепной полосы, где она коренилась в особенностях его хозяйства и быта. Но и здесь она выступает только в виде фона для совершенно новых культурных элементов» [28].

Таким образом, имеется много примеров классического скифского художественного стиля, образы которых заимствованны из искусства Востока, но воспроизведены в скифской стилистической переработке. Вместе с тем, произведения искусства скифской культуры отличаются от их восточных прототипов не только своим стилем, но и некоторыми дополнительными деталями. характерной особенностью скифского искусства является так называемое «зооморфное превращение», т.е. придание тем или другим частям изображения животного самостоятельных звериных образов.


Древние историки о завоеваниях скифов

По наблюдениям Иосократа, скифы вместе с фракийцами и персами - «самые
способные к власти и обладающие наибольшим могуществом народы»
[29]
Мнение Диодора:
«Они [скифы] сначала занимали незначительную область, но впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую славу и господство» (Диодор II, 43 [12]).
Страбон отмечает, что обычаи и образ жизни дахов «благоприятствует господству и военным успехам» (Страбон. География XI, IX, 2 [2])

Читать далее Фракийцы

Литература:

1. Геродот. История (перевод Г. А. Стратановского), ОЛМА ПРЕСС Инвест; 2004
2. Страбон. География / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского, под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. — М.: Ладомир, 1994.
3. Арриан. Поход Александра. / Пер. М.Е.Сергеенко, М.-Л.: Изд-во АН, 1962.
4. Плиний Старший. Естественная история. Кн. VI,19,50 Веб–ресурс: http://annales.info/ant_lit/plinius/index.htm
5. Westermann, Claus; John J. Scullion, Translator (1984). : A Continental Commentary. Minneapolis. p. 506 Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Saka
6. Веб–ресурс: https://ru.wikipedia.org/ статья Шакашен
7. Веб–ресурс: http://annales.info/ant_lit/plinius/index.htm
8. И.М.Дьяконов.История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. // М.-Л.: 1956.
9. М. И. Артамонов. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э. // Л.: ЛГУ. 1974.
10. Григорьев В.В. О скифском народе саках 1871, Санкт–Петербург, Императорская Академия Наук
11. Г. Дремин. Ономастикон европейских скифов Веб–ресурс: http://annales.info/skif/small/onomast.htm
12. В.И. Абаев, Скифо–европейские изоглоссы, стр. – 25
13. С.В.Кулланда Уроки Скифского.Институт востоковедения РАН (Москва)
14. Мирча Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана (перевод С. Голубицкого) // "Кодры", 1991 №7
15. Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Ashkenaz
16. Kraus. S, 1932, Hashemot 'ashkenaz usefarad, Tarbiz 3:423-435 Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Ashkenaz
17. Kriwaczek, Paul (2005). Yiddish Civilization: The Rise and Fall of a Forgotten Nation. London: Weidenfeld & Nicolson Chapter 3, footnote 9.Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Ashkenaz
18. Электронная еврейская энциклопедия, статья Ашкеназ Веб–ресурс: http://www.eleven.co.il/article/10353
19. Гомер. Илиада пер. Гнедича
20. Иессен, 1953.С.49-110; Иессен, 1954. С. 112-131
21. Меликишвили, 1959, С. 222.
22. К.Ф. Смирнов Савроматы и сарматы. // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М.: 1977. С. 129-137.
23. Аммиан Марцеллин «Res Gestae» Веб–ресурс: Latin Library http://www.thelatinlibrary.com/ammianus.html
24. Roman History by Cassius Dio Vol. VIII, LXIX, 15 Веб–ресурс: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Cassius_Dio/69*.html
25. Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л., 1941
26. Диодор Сицилийский Историческая библиотека (Перевод В. В. Латышева) Веб–ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/diodoros/index.htm
27. М.И. Артамонов Происхождение скифского искусства.// СА. 1968. №4.
28. М.И. Артамонов Киммерийцы и скифы в Азии.// Первобытная археология Сибири. Л.: 1975.
29. Ф.Х.Гутнов Скифские портреты http://www.darial-online.ru/1999_3/gutnov.shtml

Copyright © Леонов А.А. 2014