РУКОТВОРНЫЕ ПОТОПЫ ДРЕВНОСТИ

 

На главную

В раздел Котел

 

Андрей ЛЕОНОВ

Рукотворные потопы древности

       Археологические и исторические сведения о древних легендарных городах приводят к удивительному выводу – месторасположение городов древности сознательно выбиралось, и даже обустраивалось, с расчетом на их затопление!

       О древнейшей традиции расположения города в котловине, уязвимой к затоплению, можно прочитать еще у Геродота: «Мин, первый египетский царь…старое русло [Нила] осушил, а реку направил в середину [низменности] между горами. Еще и поныне персы весьма заботятся об этой огражденной плотиной излучине Нила и каждый год укрепляют ее. Если река прорвет здесь плотину и разольется, то Мемфису угрожает опасность полного затопления. На этой-то осушенной с помощью плотины земле Мин, первый египетский царь, и основал город, ныне называемый Мемфисом…». Затопление Мемфиса случилось, плотины разрушились, и теперь город лежит под толстым слоем принесенного рекой ила.

       Таким образом, с какой–то непонятной, но, несомненно, грандиозной целью, древние египтяне под руководством Мина приложили немалые усилия, чтобы получить искусственную котловину и построить в ней город, находящийся под постоянной угрозой затопления (?!).

       И это далеко не уникальный случай в Древнем мире. Подобным образом был спланирован и древний Вавилон. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить этот город, что и проделали ассирийцы в 689 г. до н.э. Как отмечается в Британской энциклопедии: «значительная часть города Вавилона до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила. Что же касается Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой». Причем, у Геродота есть описание строительства плотины царицей Вавилона Нитокрис, которое чем-то напоминает строительство в египетском Мемфисе: «…на значительном расстоянии выше Вавилона она приказала выкопать водоем для озера неподалеку от реки такой глубины, чтобы повсюду выступили подпочвенные воды… Вырытую из ямы землю царица велела употреблять для речной плотины… После сооружения моста, когда выкопанное озеро наполнилось водой, царица велела отвести реку Евфрат из озера в старое русло».

       На мой взгляд, странная традиция планировки Мемфиса и Вавилона восходит еще к мифическим временам, когда бог Мардук (а в древневосточной традиции он отождествляется с египетским богом Осирисом) обустраивает легендарный Апсу (который очень похож по структуре на древнее египетское сооружение – Осирион). Это описано в вавилонской поэме «Энума элиш «…Эйа отдых вкусил в потаенном покое, «Апсу» нарек он покои… В светлом Апсу зарожден был Мардук… Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал. Он бездну открыл – устремились потоки. Тигр и Евфрат пропустил он сквозь ее очи, ее ноздри заткнул он – накопил там воды, насыпал на грудь ее гору крутую, дабы воды собрать, устроил ямы, загнул ее хвост, скрутил как веревку, – укрепить Апсу под ногами своими…».

       Точно в таком же стиле, как и Апсу, был выстроен древнейший город Месопотамии Эриду, который, по преданиям, являлся столицей бога Энки (Эйа)властелина вод, окружающих мир и расположенных под ним. Считалось, что в этом самом священном городе древнего Междуречья находился самый первый престол Шумерского царства. «После того, как царственность спустилась с небес на землю, Эриду стал местом царственности…». По свидетельству археологов, в глубокой древности Эриду находился на небольшом, почти круглом песчаном острове, окруженном приливным озером в устье Персидского залива. Таким образом, Эриду также находился в зоне риска приливных наводнений. Надо ли удивляться тому, что в Эриду, так же как и в других древних городах Месопотамии археологи обнаружили следы их полного затопления (причем не одновременного, а в разные исторические периоды!). Может быть, именно по причине поэтапного целенаправленного затопления городов, власть, как свидетельствуют так называемые «Царские списки», поэтапно переносилась из города в город (!?).

       Известны сведения и о множестве других «потопных» городов. Очень похожая история произошла, например, с древним городом Сибарисом, основанным греческими колонистами на юге Апеннинского полуострова. Легенды утверждают, что этот город также был затоплен водами реки, которую перекрыли противники сибаритов.

       Точно так же и Аркаим должен был погрузиться (а может быть, когда-то и погружался) на дно искусственного водохранилища, если бы его не отстояли археологи

       Города, в которых воплощена идея затопления есть и на американском континенте. Ярким примером является древний город Тиауанако – столица империи инков, расположенный на территории современной Боливии, недалеко от знаменитого высокогорного озера Титикака. В настоящее время город находится на расстоянии около 20 километров от береговой линии, но в древности Тиауанако был окружен водами озера Титикака. Приблизительно в 1000 году был покинут обитателями по неустановленной причине. Есть данные, что Тиауанако постигла природная катастрофа, во время которой он подвергся сильным разрушениям. Об этом свидетельствуют обнаруженные фрагменты скелетов людей и животных, лежащих хаотично наряду с разбросанными огромными камнями, орудиями и инструментами. Похоже, что все это волокла и ломала разрушительная сила воды в сочетании с резкими подвижками грунта. Отмечено, что слои наносов в виде озерного песка, смешанного с раковинами из Титикаки, накопились даже в замкнутых пространствах, окруженных стенами. После этой катастрофы город пришел в упадок. Вполне вероятной причиной этого катаклизма некоторые исследователи склонны считать прорыв плотин водохранилищ, которые располагались на большой высоте севернее озера. В данном случае мы опять, как и в древнем Мемфисе, сталкиваемся с ситуацией, когда планировка города целенаправленно ставится в опасную зависимость от риска прорыва плотины (что впоследствии и произошло). Но самое интересное то, что помимо Тиауанако на дне озера Титикака найден еще более древний город, скрытый сейчас под толщей воды, на глубине до 8 метров. По мнению ученых, именно с этого поселения начинается перуанская история. Получается, что традиция строительства «потопных» городов обнаруживает также и преемственность в рамках одной местности.

      Город  Теночтитланстолица ацтекской империи. Как и Тиауанако, этот город располагался на острове посреди озера Тескоко, расположенного в обширной котловине, окруженной высокими горными цепями. И опять же, вода от ливневых дождей прорывает заградительные дамбы, и город Теночтитлан подвергается затоплению. Этот факт не помешал впоследствии восстановить на этом месте новую столицу город Мехико.

       Очевидно, что затопление могло настигать и многие другие древние города, только о них не сохранилось таких специфических сведений. Также очевидно, что именно в русле этой традиции необходимо рассматривать и легендарные города, например знаменитый град Китеж, покоящийся, по преданию, на дне озера. Очень похожие легенды о городах, ушедших на дно озера, сохранились и у других народов, в частности в Литве, в Белоруссии, в Татарстане, в Азербайджане, у кельтов Британии. Причем в кельтских преданиях звучит все тот же мотивгорода затапливаются из-за прорыва плотины или дамбы по халатности смотрителя или из-за чьего-либо злого умысла.

       Легенды о затопленных городах подтверждаются находками археологов. На дне многих озер планеты, таких, например, как Севан в Армении, Иссык-Куль в Киргизии, Атитлан в Гватемале, Вербеллинзее в Германии, Больсена в Италии, Лох-Несс в Шотландии, Луокесай в Литве, Копринка в Болгарии, Чаоху и Цяньдао в Китае, Цюрихское озеро в Швейцарии обнаружены остатки древних поселений.

       Описанные выше затопленные городаэто только частный случай всеобщей традиции, в соответствии с которой многие древние города на планете основывались в котловинах, уязвимых к затоплению. Отличие только в том, что многие города уцелели и продолжают существовать. Многие (если не все!), ныне здравствующие столицы мира, также были основаны изначально в котловинах с риском затопления. Но они выстояли, и только сохранявшиеся длительное время болота в исторических центрах столиц, таких, например, как Париж, Лондон, Москва выдают их «потопную» родословную.

       В плане «потопного» месторасположения показателен пример старой Москвы. Наводнения случались в столице многократно. Для защиты от них был построен Водоотводный канал, но и это не спасало. Легендарный потоп случился весной 1908 года, когда затопленной оказалась 16 км2 площади города, почти 100 км московских улиц и переулков ушло под воду, стены Кремля были затоплены в среднем на 2,2 м от уровня мостовой, район «Болото» превратился в настоящее море. Только строительство уже в советское время канала им. Москвы с системой водохранилищ и гидроузлов сделало столицу достаточно защищенной от наводнений. Можно предположить, какими масштабными могли быть наводнения в древней Москве времен ее основания, когда еще не было гидротехнических систем защиты и строения располагались значительно глубже относительно нынешнего уровня земли.

       Очень показательна древнейшая традиция возведения столичных городов в вадипересохших руслах древних водотоков (рек, каналов), которые встречаются во многих местностях планеты. Одним из примеров таих городов является Гарама (ныне г. Джерма)столица древнейшего (ровесника додинастического Египта) государства гарамантов в Северной Африке. Гарама расположилась в вади аль-Аджальглавном очаге развития гарамантской цивилизации. Это вади простирается с запада на восток на протяжении приблизительно 200 км и имеет вид постепенно опускающегося вниз глубокого оврага, с шириной русла от 0,5 до 20 км. Но что значит обосноваться на дне вади можно судить по следующему отрывку, описывающему половодье в вади: «Неожиданно, без всякого предупреждения, огромная приливная волна бурлящей грязи, вперемежку с камнями, вызванная ливнем, вздымается и врывается в узкие русла вади, сметая все на своем пути. Это может случиться и тогда, когда за много километров поблизости не видно никакого дождя. Потоп может быть вызван ливнем, обрушившемся на плато пустыни в верховьях вади, который буквально вскипает, превращая лениво текущую воду в неистовый поток, вбирающий в себя по пути песок и каменные глыбы». Даже просто пересечь вади считается большим риском, а вот древние основывали там свои главные города. Это все та же странная «потопная» традиция, сопоставимая с описанным Геродотом возведением Мемфиса на осушенном дне Нила.

       В IV-V вв., по данным раскопок Айюба, Гарама была разрушена. Причины катастрофы до сих пор установить не удалось. Впоследствии город был отстроен, хотя и в меньших размерах. Окончательно Гарама была покинута жителями в VIII в. После этого события никаких известий о гарамантах уже не было. Был народ – и исчез? Проблема исчезновения гарамантов также до сих пор остается нерешенной. Но стоит ли удивляться такому финалу, учитывая «потопное» расположение Гарамы. Дело в том, что древние цивилизации, по–видимому, умели строить превосходные дамбы, преграждающие путь мощным водным потокам и умело регулировать водоток по территории котловин. С течением времени эти технологии были утрачены, дамбы ветшали, и происходили затопления, которым поздние обитатели котловины были уже не в состоянии противостоять. О высоком техническом уровне культуры гарамантов свидетельствуют многокилометровые тоннели под пустыней Сахарой от Себхи в Ливии к оазису Гат у алжирской границы с общей протяженностью примерно 1600 км. Эти тоннели были вырублены в скальной породе более пяти тысячелетий назад и, судя по всему, являлись огромной подземной системой аккумуляции водотока.

       Культовые и столичные поселения в вади известны и в других местностях. Например, в Йемене расположено вади Хадрамаут (в этой глубокой котловине также сходятся еще многие другие водотоки–вади), название которого трактуется по разному, но наиболее подходящим обобщающим вариантом является – «преисподняя». И именно в этом вади располагалось самое древнее поселение Йемена – Аль Хаджарайн – главный город племени Кинда.

       Но особенно культовым местом является Вади Кельт в иудейской пустыне, протянувшееся на 28 км вдоль северной части Иудейской пустыни, начинаясь возле Иерусалима (770 м над уровнем моря) и кончаясь в самой низкой части земного шара, неподалеку от Иерихона (400 м ниже уровня моря). Когда-то вдоль вади Кельта шла дорога, соединяющая эти два древних города. И здесь издавна жили люди, пасли скот, возделывали земли, наводили мосты.

       Если верен тезис, что древние столичные поселения разных народов тяготели к самым низким точкам котловин на их территории,то этот тезис особенно подтверждается в случае котловины «вади Кельт». Почему именно история древних израильтян стала культовой и легла в основу трех мировых религий? Почему земля древнего Израиля стала священной в веках? Ответ, на мой взгляд, очевиден – потому что древние израильтяне смогли отвоевать и поселиться в самой низкой части поверхности земного шара!

       Традиция «потопных» городов протянулась через тысячелетия. Об этом свидетельствует пример Санкт–Петербурга, основанного в самом, что ни на есть, потопоуязвимом месте. Примечательно, что в XVII, а затем и в XIX веках развивается петербургский миф о столице, осужденной за нечестие своего происхождения уйти под балтийские воды. Интересную мысль по этому поводу высказал В.Н. Топоров который психологию петербуржцев, возведших свои страдания от наводнений в ранг эсхатологии связал с «материализацией того мирового «потопного» страха, что был изначально заложен в московский миф Третьего Рима и своеобразно сублимирован в мифе Китежа».

       Примечательно, что древние применяли «идею» затопления не только к городам, но и к сакральным сооружениям. Например, древнейший египетский храм Осирион расположен ниже уровня земной поверхности в искусственном прямоугольном котловане, вырубленном в окружающей его породе, а по большому каналу к храму была подведена вода, которая его затапливала.

       Точно так же подводилась вода в подземные помещения под великой пирамидой на плато Гизе. На этот счет есть свидетельство Геродота: «десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал». О том же повествует арабский историк Ибн Абд Альхокм в своей версии легенды о легендарном царе Сауриде ибн Салуке: «…он приказал построить на пустынном месте пирамиды и соорудить полость, куда будут попадать воды Нила…». Также сведения о том, что когда-то плато Гиза и Нил были связаны каналом, можно найти в записках британского врача и путешественника Роберта Ричардсона, который в 1816 году отмечал следующее: «параллельно восточной стороне Великой пирамиды проходит глубокий, прорезанный в скале ров. Он гораздо шире, чем гужевая дорога, углубляется к центру и напоминает вход и выход в пруд. Он наполовину засыпан песком, а в восточной части соединен с каналом, похожим на канал для подвода воды. Я склоняюсь к мнению, что по этому каналу вода из Нила попадала в пирамиду».

       Свидетельства историков оказались абсолютно правильными. В 1998 году между Сфинксом и пирамидой Хафры, в 250 метрах от основания пирамиды Хуфу, была обнаружена таинственная шахта, заполненная водой. Группа исследователей, под руководством Захи Хавасса, провела детальное исследование этой шахты, где на трех уровнях располагались помещения, затопленные водой, а в глубине вод были обнаружены большие гранитные саркофаги.

       В Хаваре (это местность древнего Фаюмского оазиса) есть пирамида Аменемхета III. И там наблюдается та же картина: воды поглотили всю ее подземную часть, а рядом с пирамидой находится источник затопления искусственный канал.

      Подобным образом обстояли дела и на американском континенте. Так, в городе Тиауанако в глубине кургана-пирамиды археологи обнаружили сеть сопряженных, тщательно подогнанных по размерам, каналов. Эта система соединенных между собой подземных и наземных каменных водотоков служила для подвода воды из резервуара, расположенного на вершине, ко рву, окружающему пирамиду. Исследователи отмечают, что эта система водотока была специально спроектирована так, чтобы накапливающаяся дождевая вода собиралась в центральной впадине холма и через его террасы стекала в подземные туннели. Вокруг основания пирамиды была проложена искусно выполненная магистральная труба, через которую мог протекать мощный водный поток. Из этой магистральной трубы вода по системе желобов–водоводов попадала внутрь пирамиды.

       Как мы видим, история цивилизации полна примеров «потопного» градостроительства и зодчества. Но каковы же мотивы этой традиции? Как это не покажется удивительным, но налицо идея воздаяния «потопом» за грехи человеческие, которая с удивительным упорством воплощалась на протяжении тысячелетий, начиная с библейско-месопотамского предания о Всемирном потопе. Окончательную ясность в этот вопрос вносит описанный Геродотом ритуал торжественного открытия построенного помещения: «Царица велела построить обширный подземный покой. Затем под предлогом его торжественного открытия, а на самом деле с совершенно другой целью, она пригласила на торжество главных виновников… Пока гости пировали, царица велела выпустить в покой воды реки через большой потайной канал».

        Выше мы уже упоминали, что прототипом древних городов являлась Апсу – обитель месопотамского бога Энки. А вместе с Энки в Апсу обитали его помощники Апкаллу, которых как раз и считали основателями городов Месопотамии. Наименование Апкаллу (Abgallu: ab – вода, gal – большой, lu – человек) можно трактовать как «человек большой воды», что логично сочетается с культом «потопных» городов. (Вдобавок к этому, наименование древних градостроителей Апкаллу очень напоминает греческое слово апокали´псис).

       Таким образом, «потопный» культ, наблюдаемый при планировке древних городов и сооружений, возможно, является масштабным отголоском сакрального мировоззрения древних, связанным с эпическими событиями далекой эпохи Великого потопа и распространения этого культа по планете.

   

Copyright © Леонов А.А. 2010.

 

На главную