КОТЕЛ

 

 

 

 

На главную

 

Андрей ЛЕОНОВ

Традиции, связанные с котлом

       Традиции, связанные с котлом имеют древнее происхождение. Изначально, до наступления эпохи металлов, аналогом котла являлся глиняный или керамический горшок. Вплоть до наших дней дошло невероятное количество ритуалов и народных поверий, связанных с горшком и его преемником – котлом.

       Культ котла проник во многие сферы, как сакральные, так и бытовые. Известны многочисленные истории и легенды об огромных котлах, выполнявших сакральную функцию. Так, например, Геродот пишет, что владыка «царских» скифов Ариант «…приказал, чтобы каждый скиф принес один наконечник стрелы. И он из них сделал памятник – гигантский котел, который установил в Эксампее». Аналогичный культовый медный бассейн имелся в Иерусалимском храме. Известны также: большой бронзовый саксонский котел 4-5 века до н.э., украшенный статуэтками животных; символический большой котел в центральном зале мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи в Казахстане; котел в императорском дворце в Китае, и многие другие. Существуют даже целые «мемориалы» из котлов, как, например, «Долина кувшинов» в Лаосе, где по вершинам холмов разбросаны огромные каменные котлы-ступы неизвестного происхождения, весом до 6 тонн. Понятно, что такие громадины имеют чисто символическое предназначение. Имеются каменные сооружения, напоминающие котлы, и на Мангышлаке (Мангистау), неподалеку от древнего некрополя.

       Историки сообщают, что у древних кочевых племен котел, помимо своего прямого назначения, являлся атрибутом власти. В частности, этнографическое проникновение кочевого народа в какой-либо регион сопровождалось установкой ритуального «золотого» котла в этой местности. В общественно-политической традиции древнего Китая также особой культовой значимостью обладали бронзовые котлы-треножники как сакральные символы наследования царской власти. А когда,например, янычары требовали изменений в кабинете султана или великого визиря, они опрокидывали котел. И до сих пор выражение «опрокидывать котел» используется для обозначения волнений или восстания. В осетинской традиционной культуре реальный котел передавался как святыня рода из поколения в поколение... И подобных примеров можно привести еще немало.

       Древняя традиция обязывала приносить в жертву котлы (иногда другие сосуды, например, кувшины), бросая их в водоем. Так, у кельтов существовал обычай приносить жертву Богам, бросая котлы в озеро или болото. В 2003 году со дна Иссык-Куля были подняты два бронзовых жертвенных котла прекрасной сохранности. Подобные жертвенники были широко распространены в античную эпоху по всему Семиречью – современному Казахстану и Кыргызстану. И вплоть до настоящего времени живы легенды об огромных металлических котлах, закопанных в землю, причем, как правило, в болотистой местности.

       Еще одним, повсеместно укоренившимся, проявлением символизма «котла» являются призовые кубки. В древние времена, как следует, например, из эпосов Гомера и Гесиода, призеры разнообразных состязаний получали в виде приза именно котел, который со временем постепенно трансформировался в кубок.

       С легендами о котлах связаны даже целые города и поселения. Например, существует легенда об основании города Казани, в которой повествуется, что колдун повелел построить древним булгарам город там, где без огня закипит врытый в землю котел с водой. Отсюда и пошло название Казань, означающее на древнебулгарском – «котел». Другой пример – город Кронштадт – исторический культовый центр Петербурга, расположился на острове с красноречивым названием Котлин, а на его гербе изображен котел.

       Казалось бы, такое внимание к котлу в различных культурах уделялось по вполне понятным причинам, связанным с самим образом котла как источником пищи. Однако есть в традициях, связанных с котлом, одна особенность, которая не позволяет отнести символику этого предмета безоговорочно во всех аспектах к архетипам сознания. Речь идет о непонятных мотивах разбивания горшка во многих ритуалах.

       Например, у многих народов известна такая забава, когда полагается разбить горшок с завязанными глазами. Истоки этой игры восходят к обрядовому разбиванию горшка при значимых событиях. Подобная традиция существовала у ацтеков, которые, завязав глаза, палкой разбивали глиняный горшок с мелкими дарами перед статуей Божества. В африканском племени вакамбов при церемонии заключении мира постукивали палочками по горшку с водой, пока, наконец, не разбивали его. (Или, например, в Житомирской области зафиксирован похожий обряд, когда в последний день свадьбы в ступу наливали воды и били по ней пестом так, чтобы облить всех водой).

       Горшок и кувшин являлись наиболее ритуализованными предметами домашней утвари и у славянских народов. Например, известен народный обычай, когда на новоселье «…горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома» (из книги Сахарова И.П. «Сказания русского народа»). Примерно о том же сообщает исследователь русских этнокультурных традиций А.Л.Топорков: «Русские переносили в горшке жар из старого дома, приглашали «дедушку» домового в новую избу там высыпали угли в печь, а сам горшок разбивали и ночью закапывали черепки под передний угол». (Кстати, горшок с пылающими углями из русских обрядов имеет аналогии у других народов. Так, пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времен Соломона и древнее. И в тибетском буддизме Бодхисаттвы изображаются держащими чашу с языками пламени. Также и первые известные из литературы описания легендарной Чаши Грааля повествуют, что от нее исходил яркий свет).

       В русских деревнях широко практиковалась бить глиняные горшки на свадьбах. И этот обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. Истоки традиции разбивать сосуды восходят к очень древним временам. Например, древнейшим памятником египетской монументальной архитектуры признается Осирион, расположенный в г. Абидос. Рядом с Осирионом вся пустыня усеяна осколками жертвенных сосудов, которые сюда долгое время приносили египтяне. И это не уникальный случай для древнего Египта – на южной стороне пирамиды Аменемхета также присутствует много осколков керамики, причем не только рядом, но и на самой пирамиде. Исследователи Аркаима отмечают, что уральские арии не оставили после себя никаких груд бытового мусора, осколков, костей, обычно сопровождающих древние поселения. Даже археологов удивила эта редко встречаемая чистоплотность. Но, что примечательно, остались черепки разбитых сосудов!

       Расколотые котлы присутствуют и в легендах. Например, в древней кельтской легенде, рассказывающей о волшебном котле колдуньи Керидвен. Смысл легенды сводится к тому, что кипящий волшебный котел Керидвен раскололся, и после этого наступил хаос. Известна ирландская легенда о короле Кормаке, получившем в потустороннем мире в дар волшебную чашу «правды и лжи», которая имела свойство раскалываться и восстанавливаться. В мифологии народа Коми расколотый горшок считается причиной образования потустороннего мира.

       Символическая связь с «котлом», как символом потусторонней обители, прослеживается в ритуалах древних римлян, когда они в конце празднеств, посвященных духам предков, стучали по котлам, чтобы духи вернулись обратно в потустороннюю обитель. Точно такая же традиция отмечается и у славянских народов, у которых горшок осмыслялся как вместилище души и духов и активно использовался в обрядах, связанных с культом предков, в частности в погребальных обрядах. Священники-маги Пало (Тата) из Конго проводят ритуалы, целью которых является поместить душу человека, ушедшего в иной мир, в особый ритуальный сосуд (чаще всего котел), называемый Нганга, где душа постоянно и бессрочно будет проживать, помогая в различных нуждах и принимая в обмен различные подношения и жертвы. То, что в сосуды помещали духов жители древнего Востока, мы знаем из арабских сказок про джиннов.

          

Copyright © Леонов А.А. 2009.

На главную