КАСПИОТИДА

 

 

 

Дополнительные материалы по теме «Каспиотида»:

Химеры древнего мира

(Причудливые представления древних о гигантах и монстрах животного мира - отголоски активного мутагенеза биоорганизмов на радиоактивной земле Каспиотиды ?)

Великие и удивительные

(в архаическую эпоху Боги у разных народов имели фантасмагорический облик; - возможно это тоже связано с глубинной исторической памятью цивилизации о радиоактивной прародине)

 

На главную

 

стр.     <<    1     2     3

(продолжение статьи)

       Каспиотида, очевидно, довольно долго находилась под водой. Например, еще во времена Плиния и Птолемея, река Аракс впадала в Каспийское море, соединяясь при этом с рекой Курой, что свидетельствует об общем высоком уровне воды в Каспийском море даже в ту эпоху. В конце концов, древняя земля вновь появилась на поверхности, как о том и говорится в некоторых мифах и легендах. Но водный плен и тектонические метаморфозы могли кардинально изменить первичный ландшафт. Морские отложения превратили поверхность Мангышлака в абсолютно плоскую степь. Об этом же мы читаем и в месопотамском эпосе о великом Потопе: « Я взглянул на море – тишь настала, и все человечество стало глиной! Плоской, как крыша, сделалась равнина». Неспроста земля Мангышлака даже в глубине полуострова усеяна останками древних акул, морских ежей и других морских обитателей, некогда живших в прибрежных водах. Вместе с тем, свою роль в преображении ландшафта могли сыграть и тектонические провалы, поглотившие следы человеческой жизнедеятельности. Вот, например, мнение очевидца: «достаточно побывать на пустынных каспийских берегах, где осадочные породы, будто специально вывернутые избыточным давлением толщ под прямым углом, «обнажают» тысячелетия. Каждый шаг по глыбам, возможно, равен прошедшим здесь эпохам». И действительно, мангышлакские каньоны разверзаются среди абсолютно плоской степи как пропасти. В этом отношении показательным природным объектом в восточной части Мангышлакского плато является знаменитая впадина Карагие, что в переводе с тюркского означает «черная пасть». Она представляет собой гигантскую чашу с несимметричными склонами, глубиной до 132 метров ниже уровня моря, длиной – около 40 километров, и шириной – 10 километров. Впадина Карагие – один из остаточных следов тех катастрофических изменений ландшафта древней, некогда цветущей земли Мангышлака. Появление этой впадины как раз и связывают с просадочными процессами, имевшими некогда место на побережье Каспийского моря. Причем эти процессы в очень ослабленной эрозионной форме продолжаются и поныне.

       Знатоки природы Казахстана утверждают, что трудно отыскать на его территории более безрадостное место, чем полуостров Мангышлак. Сейчас он представляет собой выжженную солнцем бескрайнюю песчаную пустыню, где практически не выпадают осадки, где нет ни рек, ни озер, и любые водные источники – редкость. Летом здесь стоит нестерпимая жара и пыльные бури, а зимой – пронизывающие холодные ветры. Что и говорить, – после катаклизма древняя земля до неузнаваемости изменила свой облик, но сакральная память человечества продолжала считать ее священной землей. Это находит подтверждение во многих фактах, относящихся даже к недалеким от наших дней историческим эпохам. Жители полуострова считают Мангышлак «святой землей», на которой жили и проповедовали уже на исторической памяти населения сотни святых разных вероисповеданий. Отмечается, что по-татарски Мангышлак означает «знаменитое место». Но если произвести слово Мангышлак от слов «ман» – большой, и «кышлак» – поселение, или трактовать как «мынкышлак» – тысяча поселений, то это также может восходить к реалиям древних времен, когда здесь были «большие поселения» или «тысяча поселений». Историки утверждают, что Мангышлак являлся местом паломничества наиболее рьяных представителей разных религий – зороастризма, христианства, иудаизма, буддизма, ислама и других. Приводятся, например, свидетельства того, что многие русские сектанты-беженцы в поисках «идеальной страны» устремились к Каспию. По каким-то, неясным для историков, соображениям паломники считали, что именно здесь, в пустыне, должно было наступить Тысячелетнее Царство Христово. Одной из загадок Мангышлака явился найденный ботаниками дикий терн. Ученые объясняют его появление здесь тем, что семена терна были занесены перелетными птицами. Но, учитывая сакральность места, скорее можно связать это с христианскими подвижниками, поскольку одним из символов христианской религии является терновый венец Христа.

       Археологи и историки относят Мангышлак к крайне интересным объектам изучения, пытаясь отыскать зерно истины в многочисленных легендах, сложенных о нем. Несмотря на то, что территория Мангышлака еще изучена очень слабо, уже те творения человеческих рук, что сохранились «на поверхности», задают немало загадок для исследователей. Например, на полуострове обнаружены сотни поставленных в несколько рядов двухметровых прямоугольных глыб, расположенных вокруг восьми курганов. Этот мангышлакский комплекс чем-то напоминает структуру пирамид в сочетании с колонными храмами. Исследователи предполагают, что здесь обитали неизвестные пока науке племена высокой для того времени культуры. Еще одной достопримечательностью Мангышлака является гора Шеркала, с которой связано много рассказов, легенд и преданий. Ее ослепительно сияющие на солнце меловые склоны производят сильное впечатление. Но главная ее особенность заключается в том, что она похожа на спящего льва, – поэтому за горой и закрепилось название – «лев»-гора или «львиная гора». Рядом протекает речка Акмыш, а неподалеку находятся остатки древнего некрополя. Если Мангышлак действительно является древней прародиной цивилизации то получается, что знаменитый лев-сфинкс, находящийся на реке Нил, неподалеку от некрополя Гизы, является «клоном» льва-Шеркалы, также расположенного на реке рядом с некрополем. Интересно также, что название озера Титикака – еще одного древнейшего центра мировой цивилизации, располагавшегося в южноамериканских Андах, переводится как «Утес Льва». Это название перешло к озеру от исконного названия его главного острова (более известного сейчас как «остров Солнца»). На этом острове имеется крутой черный утес, который почитался древними в качестве «первобытного кургана», связанного сакральными узами с «первичным местом творения», откуда берет начало существование всех цивилизаций мира. Вполне вероятно, что рассмотренные нами три утеса-«льва» на разных континентах, каждый из которых высечен из природной скалы и связан с первичным творением мира, являются эманациями единого центра. И, вполне возможно, что этот центр – Каспиотида. Следует отметить, что многие древние сооружения, связанные с «изливанием воды» зачастую содержат львиную символику. Это, например, водотоки из пасти льва или замки шлюзов, украшенные изображением львиной головы. В том числе известно и почитание льва в качестве «стража вод». Поэтому некоторые исследователи считают символику льва в древних традициях ассоциированной с наводнением. Не является ли первопричиной таких представлений именно эта мангышлакская «лев»-гора как символ древней земли, настигнутой потопом?

       Еще одна достопримечательность окрестностей Шеркалы – это разбросанные огромные каменные шары почти геометрически правильной формы. Однозначного мнения по поводу происхождения и предназначения этих каменных изваяний нет. Но, известно, например, что верхушки пирамидных строений Средиземноморья зачастую украшали именно каменные шары. Точно такая же традиция характерна для древней Америки, где большие каменные шары устанавливали на вершинах гор и холмов. В литературе встречаются упоминания о тысячах отполированных каменных шаров, найденных в лесах Коста-Рики и Гватемалы. Подобные шары обнаружены в Египте, Румынии, Германии, Бразилии и даже на Земле Франца-Иосифа. Да и в архитектуре современных городов повсеместно можно встретить каменные шары на постаментах, смысловое предназначение которых наверняка восходит к древним эпохам.

       Еще одна загадка Мангышлака – уникальные древние громадные сооружения, напоминающие изображения гигантских стрел, которые тянутся на расстояния до 40 километров. Их каменная кладка в ширину составляет 300 метров, в длину – 500-600 метров. Вертикально поднятые стены, облицованные плитами меньшего размера, постепенно смыкаются под острым углом у больших круглых ям. Предназначение и возраст этих сооружений также неизвестны. Одна из уникальных достопримечательностей Мангышлака – подземные храмы, необычные для этой территории. Эти таинственные подземные сооружения, разбросанные на обширной территории Мангышлака, также вызывают много споров у исследователей по поводу их предназначения. Можно предположить, что эти сооружения по своей сакральной функции сродни подземным камерам египетских и американских пирамид. Знаменито своими каменными изваяниями и плато Устюрт, прилегающее к Мангышлаку. Несмотря на то, что это место считается непригодным для проживания, археологами обнаружен здесь храм, посвященный культу солнца, а также каменные сооружения, предположительно выполнявшие функцию древних обсерваторий. Их возраст составляет не одну тысячу лет.

       В период с XIV по XVI век заметный след на Мангышлаке оставили исламские аскеты, отличавшиеся особой истовостью в исповедании. По мнению большинства историков, это были суфии – представители мистического направления в исламе, носители неких тайных знаний. Но исследователи не могут определенно сказать, почему пустынные места их обитания так почитаемы в народе. Суфиев считали чародеями и миссионерами, у которых существовал, не характерный в целом для ислама, культ святых. В качестве мест религиозного поклонения суфиями были возведены достаточно уникальные сооружения. Во-первых, можно отметить старинную мечеть с двумя куполами, сложенную из тщательно отполированных белых плит. Во-вторых, это невиданные здесь прежде подземные мечети, которые не характерны для традиционного ислама. В некоторых из них, как, например, в мечети Шекпак-Ата, вырубленной в белом известняке каньона Шекпак-Ата-Сай, отражена достаточно сложная символика. Эта мечеть имеет в плане форму креста, что для мечетей вообще не характерно. Кроме того, на стенах, наряду с цветками лотоса (вспомним египетский культ Осириса-Гора), несколько раз повторено изображение раскрытой человеческой ладони. При этом следует учитывать, что ислам запрещает изображать людей или части их тела. Тайна этих рисунков историками не раскрыта. Такой оригинальный стиль подземных мечетей некоторые исследователи объясняют тем, что эти сооружения были возведены еще в доисламскую эпоху. Вместе с тем, убедительной представляется и версия столкновения и переплетения многочисленных культурных традиций, по причине обилия паломников всех вероисповеданий на священной земле.

       Подводя итог всему вышесказанному, резонно предположить что загадочный природный и рукотворный мир Каспиотиды, претендующей на роль «земли творения», вполне может открыть многие тайны при более тщательном исследовании этого региона.

  стр.     <<    1     2     3

 

Copyright © Леонов А.А.

На главную