ХИМЕРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

В раздел Каспиотида

 

Андрей ЛЕОНОВ

Химеры древнего мира

       Основным фактором, который мог определить историческую роль Каспиотиды, является радиоактивная насыщенность региона Каспийского моря. При этом, основным источником радиации могли послужить выбросы радиоактивных элементов через сеть рифтовых трещин на дне моря и их накопление в толще островов и на шельфе. В океанских водах концентрация урана исчезающе мала (около десятимиллионной доли процента), но в некоторые периоды геологической истории, как отмечают ученые, она подскакивает многократно и при этом концентрируется морскими организмами. Бессточная впадина Каспийского моря является своеобразным естественным отстойником-накопителем значительных количеств урана и других радиоактивных элементов. Учеными установлено, что содержание урана в водах Каспия, его донных осадках, а также в живых организмах в пять-семь раз выше по сравнению с другими морями, озерами и океанами. Ранее же радиоактивная насыщенность Каспийского моря была еще выше, о чем свидетельствует тот факт, что более древние раковины ископаемых моллюсков содержат урана гораздо больше, чем их современные сородичи. Природные выбросы радионуклидов постепенно по цепочке от простейших микроорганизмов до млекопитающих поглощаются тканями живых организмов. Советский ученый С.Г. Неручев в своих работах убедительно показал, что «биологические вспышки», представляющие собой обширные изменения количества и состава биомассы планеты связаны с периодическим значительным повышением на земной поверхности и в морских водах концентрации урана и сопутствующих радиоактивных элементов. Одним из таких локальных «рифтовых» очагов «радиоактивного всплеска» мог явиться и Каспийский регион.

       Генетики давно установили способность радиации воздействовать непосредственно на хромосомы живых клеток и вызывать, таким образом, у живых существ мутации - изменения в наследственности организмов. Чем выше доза облучения, тем больше происходит мутаций. При этом для любого организма существуют такие приемлемые дозы облучения, при котором проявляется не вредное, а стимулирующее воздействие, ускоряющее развитие. Современные исследования в области радиобиологии показывают, что большие и малые дозы радиоактивного излучения по-разному действуют на организм. Ученые выяснили, что в молекулах клеток (таких как ДНК, РНК, белки) при воздействии радиоактивного излучения происходят одновременно процессы ионизации и возбуждения. Высокий уровень радиации приводит к ионизации и поражает множество клеток, нанося тем самым вред организму. Вместе с тем, определенные дозы радиации неблагоприятны только для отдельных клеток, а другим дают стимул для их последующего развития. Вызванное малыми дозами радиоактивного излучения возбуждение атомов способствует развитию клеток организма и усиливает его иммунитет. Положительный эффект малых доз радиации подтвержден уже многими экспериментами на растениях и животных – от насекомых до млекопитающих. Это приводит, например, к повышению всхожести семян и увеличению роста растений. Более того, опыты радиобиологов с растениями и животными, проведенные в последнее время, доказывают, что изоляция организма от естественного радиационного фона вызывает в нем замедление многих жизненно важных процессов. Например, у «изолированных» растений замедляется скорость всхода семян и тормозится их развитие, что приводит к существенно более низкому урожаю, чем в естественных условиях. Таким образом, естественный радиоактивный фон является необходимым и жизненно важным для развития живых организмов, поскольку за долгий период эволюции он являлся одним из постоянных факторов природной среды и биологические объекты не могли к нему не приспособиться. Увеличение же природного радиоактивного фона сдвигает равновесие биологической среды в сторону повышенного мутогенеза и соответствующего всплеска биологического видообразования. Например, по мнению Неручева: «Только радиационный фактор может производить опустошения в органическом мире и в то же время вызвать бурный рост качественно новых форм организмов… в результате мутационного процесса» /1/.

       Таким образом, радиоактивное излучение является причиной активных мутаций живых организмов, что может приводить к невероятным генетическим метаморфозам растений и животных. В том числе и резкий интеллектуальный скачок в развитии доисторического человека мог быть связан с радиоактивной мутацией его генотипа, в частности структуры мозга.

       В целом, изолированность Каспиотиды, благоприятный климат и радиоактивный фон создавали поистине «пекло творения» с изобилием различных морфологических форм флоры, фауны и, вероятно, человека. Если отталкиваться от вышесказанного, то становится понятным такое обилие чудовищ и гигантов в древних мифах и преданиях народов мира. В истории мировой цивилизации практически не встречается культур, в литературе, фольклоре или изобразительном творчестве которых не встречались бы упоминания о гигантских драконах, монстрах и чудовищах. (Как тут не вспомнить Пушкина, отразившего народные представления об удивительной стране: «там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…».) Вряд ли стоить связывать это только с фантазией древних людей. Зачастую описания монстров настолько ярко и детально воплощены в тексте или изображении, что их трудно признать простым плодом воображения. Так, например, недавно выяснено, что удивительные животные, изображенные на наскальных рисунках индейцев, на самом деле соответствуют многим реальным видам ископаемых гигантов. Судя по всему, диковинные для современного восприятия образы органично воспринимались древними людьми, и многие из них почитались как священные. И этот удивительный фантастический мир древних культур вполне мог быть «продуктом» радиации. Известно, что радиоактивные мутации организмов могут проявляться, например, в физиологических аномалиях и в гигантизме. Поэтому, вполне возможно, что многие персонажи мифов и легенд, у которых присутствуют черты гигантизма и синкретизма (когда в одном организме соединены части разных организмов) являются отголосками причудливого и удивительного мира радиоактивного архипелага.

        Рассмотрим некоторые примеры отражения в древних культурах этого удивительного мира. Так, в месопотамской поэме «Энума элиш» рассказывается, что в незапамятные времена, праматерь Тиамат, которая олицетворяла первозданный Хаос, создала свирепых чудовищ: исполинских змеев, гигантского льва, свирепого пса, ужасных драконов, скорпиона в человеческом обличье и прочих химер. «Могучи творенья ее, нет им равных!» /2/. При этом созданные чудовища окружены нимбами и приравнены к Богам.

На знаменитом Черном обелиске ассирийского правителя Салманасара III (IX век до н.э.) изображена очень любопытная процессия, где следом за слоном идут некие человекообразные гибриды, которых люди держат на цепях. Поскольку изображения фигур животных и людей выполнены в очень реалистичной манере, то вряд ли образы гибридов можно приписать фантазии художника. Скорее всего, на обелиске действительно изображены экзотические, но вполне реальные в ту эпоху гибридные существа. Или, например, на межевом камне Мелишипака в Вавилонии также изображены священные животные, имеющие фантасмагорический вид.

       Сакральный мир Древнего Египта также плотно насыщен удивительными созданиями, сочетающими черты животного и человека. В первую очередь, это относится ко многим Богам, таким как соколиноголовый бог Хор, бог Тот с головой ибиса, бог Себек, олицетворяющий крокодила, богиня-львица Сехмет и многие другие. Египетский летописец Мането утверждал, что именно Боги создали всевозможных гибридов, называвшихся «священным животными», которых вавилоняне и египтяне изображали в своих произведениях искусства: «Они сотворили людей с крыльями, человекоподобных существ с козлиными ляжками, рогами на голове и конскими ногами, созданий, спереди имевших человеческий облик, а сзади лошадиный, животных с человеческими головами, собак с рыбьими хвостами, змееподобных чудовищ и множество других самых разнообразных фантастических тварей» /3/. Египтологи зачастую относят этот феномен к реликтам первобытного тотемизма первобытных племен, но это вполне могут быть «глубинные» воспоминания о радиоактивных биоорганизмах-«мутантах» с далекой радиоактивной прародины. И таких образов в мифологии и искусстве разных народов встречается великое множество.

       Яркий след в мировой культуре оставила эпоха Античности, которая была «до краев» наполнена мифическими чудовищами. Среди них, например, сирены, сатиры и кентавры – полулюди-полуживотные. Это также и Сцилла – шестиглавое морское чудовищ или Цербер – трехглавый пес со змеиным хвостом, который сам порожден чудовищами Тифоном и Ехидной. Сестры Цербера – Гидра и Химера, – также фантастические существа. Известными персонажами греческой мифологии являются циклопы, как, например, одноглазый великан Полифем. Кстати, в ранних мифах этих гигантов считали строителями. Циклопы считаются порождениями древнейшей пары богов – Урана и Геи. «Были во всем остальном на Богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился: вот потому-то они и звались «Круглоглазы», Циклопы,что на лице по единому круглому глазу имели» /4/.

       Интересные представления средневековых авторов об Индии приводит Дж. К. Райт: «Там жили пигмеи, которые сражались с аистами, и великаны, воевавшие с грифонами. Там были «гимнософисты», которые целый день созерцали солнце, стоя под его палящими лучами сначала на одной, потом на другой ноге. Там имелись люди со ступнями, повернутыми назад, и с восемью пальцами на каждой ноге; кинокефалы, т.е. люди с собачьими головами и когтями, лающие и рычащие; народ, женщины которого рожают только одного ребенка, при этом всегда беловолосого; племена, у представителей которых в юности волосы белые, но с годами темнеют, люди, которые ложатся на спину и поднимают вверх свою огромную единственную ногу, тем самым, спасаясь от солнца; люди, которые насыщаются от одного запаха пищи; безголовые люди, у которых глаза находятся в желудке, лесные люди с волосатыми телами, собачьими клыками и устрашающими голосами; а также множество ужасных зооморфных чудовищ, сочетающих в себе признаки нескольких животных» /5/. По данным того же Райта, также и в описаниях Эфиопии говорится, что «там живут ужасные народы со странными лицами и с чудовищной внешностью» /6/. А на Псалтырной и Эбсторфской картах территория, связанная с Эфиопией, заполнена изображениями безъязыких, безухих, безносых людей, а также людей четырехглазых, имеющих рты или глаза на груди. Хотя эти педставления связываются с Индией и Эфиопией, в средние века эти географические названия употреблялись достаточно широко и вольно. Например, в поэтическом сочинении «Об образе мира», термином Индия обозначается не только территория Индостана, но и Персия. Аналогично в Центральную Азию относили зачастую и Эфиопию, которую порою называли Малой Индией. Так что, не исключено, что представления об Индии и Эфиопии в средние века были связаны именно с Центральной Азией - Каспиотидой. И в этих представлениях Средневековья также могут присутствовать «отголоски» удивительного мутационного мира радиоактивной Каспиотиды.

        Также в эпоху Средневековья существовала легенда о Пресвитере Иоанне – христианском правителе некоей загадочной страны в Азии. По сведениям самого Пресвитера Иоанна в его «царстве» жили, среди прочих, «дикие зайцы, величиной с овцу… птицы, под названием грифоны, которые с легкостью могли притащить в свои гнезда быка или лошадь… рогатые люди с одним глазом на лбу и тремя или четырьмя глазами на затылке… люди с копытами как у лошадей… лучники, которые выше пояса люди, а ниже пояса – лошади… семиглавые драконы» и так далее /7/.

       С глубокой древности у многих народов почитались такие существа как феникс и сфинкс, имевшие по легендам фантастический образ. Например, греческий сфинкс представляет собой синкретическое существо с женской головой и грудью, телом льва и птичьими крыльями. Дивный облик имеет и китайская мифическая царь-птица Фэнхуан, которую можно отождествить одновременно и с фениксом и со сфинксом. Она упоминается в преданиях, связанных с легендарным Хуан-Ди /8/. У Фэнхуана спереди вид как у лебедя, а сзади как у единорога, спина черепахи, шея змеи, зоб ласточки, клюв петуха, хвост рыбы и узоры по телу как у дракона. Причем местообитание этой птицы соотносится с некой далекой «совершенной» страной, священным морем и горами, окруженными водой, что очень похоже на описание Каспиотиды.

       Но самый легендарный персонаж, встречающийся в преданиях всех народов – это гигантский, зачастую многоголовый и крылатый, змей-дракон. Этому также находится вполне вероятное объяснение. Дело в том, что рептилии из-за плотного контакта с радиоактивной почвой в наибольшей мере подвергались мутациям. Кроме того, известно, что их выживаемость по отношению к радиационному облучению в десятки и сотни раз выше, чем у других животных. По всей видимости, рептилии-мутанты и рептилии-гиганты в изобилии водились на радиоактивных островах и представляли наиболее серьезную опасность для человека в животном мире. Но некоторые драконы предстают, наоборот, как покровители человека или добрые стражи.

        Так, в Месопотамии известно несколько легендарных драконов. Среди них – Мушхуш, который изображался с птичьей шеей, жалом змеи, змеиным хвостом. Его передние лапы – львиные, а задние – птичьи. Он рогат и его тело покрыто чешуей. Сам он являлся одним из персонажей древнейших мифов о сотворении мира. Считается, что его изображениями (под именем Сируш) украшены знаменитые ворота Иштар в Вавилоне. Еще один легендарный крылатый дракон Асаг, наводивший ужас на всю землю, был повержен героем Нинуртой. При этом из его распоротого тела на землю хлынули соленые воды, так что Нинурте пришлось строить дамбу, чтобы преградить путь соленым водам. Также в Месопотамии был известен семиголовый дракон Лотан, победу над которым могли одержать только Боги в лице Баала или Мардука. И конечно знаменитый Левиафан из месопотамско-ханаанских мифов и ветхозаветных преданий – огромное морское многоголовое чудовище, олицетворявшее собой силы зла.

       Огромный змей Апоп в Древнем Египте являлся извечным врагом бога солнца Ра. Каждую ночь Апоп подстерегает Ладью Солнца и Богам, под предводительством Ра, приходится вступать в битву с ним. Победив гигантского змея, они заставляют его скрыться в сумрачных водах «подземного Нила» и до следующей ночи залечивать свои раны. В дни, когда устанавливалось ненастье и тучи затягивали небо, египтяне считали, что Апоп одержал временную победу. С другой стороны, в фиванской мифологической традиции Древнего Египта известен божественный змей-прародитель Кематеф, который кольцами свернулся вокруг первозданного холма. Он персонифицирует собой «душу» священного первичного острова и представляется великим разумом породившим «яйцо творения». Вместе с тем, Кематеф связан и с подземным царством.

       Наиболее известными драконами Древней Греции были Тифон и его воспитанник Пифон. Тифон – чудовищный змей, порождение гигантов Тартара и Геи. Это было могучее существо – полузверь-получеловек. Обе его руки заканчивались множеством драконьих голов, а ноги – множеством гигантских змей. У него был огромный человеческий торс и заросшая волосами голова, извергавшая пламя. В схватку с Тифоном вступил Зевс-громовержец и сразил его ударом молнии. Пифон – не менее чудовищный дракон, который, как считалось, состоял на службе у богини Геры. Он был сражен стрелой Аполлона, который получил за этот подвиг имя «змееборца». Вместе с тем, святилище Аполлона в Дельфах сохранило и следы почитания Тифона, поскольку носило второе название – Пифо, а его жрицы назывались – пифии. Известно также и греческое предание об огнедышащем драконе Ладоне, который являлся стражем дерева с золотыми яблоками. С ним, в свою очередь, сразился легендарный Геракл.

        У индоевропейских народов также сохранились яркие легенды о гигантских фантасмагоричных драконах. Наиболее известный дракон из индийских сказаний – это исполинский многоглавый Вритра, которого сотворил из огня и напитка сомы кузнец-асур Тваштара. В виде огромных колец обвил Вритра великую гору, поглощая воды и живность и становясь все больше и больше. Пришлось с ним сразиться самому царю Богов – громовержцу Индре при помощи трехглазого многорукого Шивы. В «Махабхарате» описывается еще один гигантский дракон – трехглавый Вишварупа, с которым также сразился Индра. Тысячеглавого змея Калиджа, отравляющего своим ядом воды озера, победил Кришна. Наряду с демоническими драконами, индийские предания сохранили память и о добром драконе Ахи Будхнья (глубинный змей), обитающем в водах земных и небесных. В иранской авестийской традиции известен рогатый дракон Сэрвар и его победитель Керсаспа, а также трехглавый и шестиглазый дракон Трайтаон и драконоборец Хаошьянга из рода Парадата – легендарный первый царь иранцев. В скандинавском эпосе присутствует дракон Нидхегг, который живет в бурлящем подземном потоке и подгрызает корни божественного дерева Иггдрасиля. В фольклоре скандинавских народов известен также доброжелательный морской змей Скримсл с головой тюленя на длинной шее, горбатой спиной и большими плавниками в форме весел. Русскую мифологию трудно представить без знаменитого крылатого Змея-Горыныча с тремя огнедышащими головами.

       В культурах Дальнего Востока и юго-восточной Азии драконы занимают особенно почетное положение, являясь зачастую добрыми существами-хранителями. Древняя китайская легенда рассказывает о волшебном двукрылом драконе Ин-луне, помощнике Небесного Владыки. Именно он, по преданию, отвел воды великого потопа в океан, прорыв своим хвостом гигантские каналы. Но однажды дракон проявил неловкость в битве с врагами Поднебесной и, в наказание, был оставлен обессилевшим на поле битвы. Еще один китайский дракон – Лун-ван считается владыкой драконов и хозяином водной стихии. Он обладает огромными размерами (около 500 метров) и большим могуществом. Как настоящий великий император Лун-ван живет в великолепном подводном дворце и управляет морскими созданиями. Этого дракона настолько почитали в Китае, что возводили храмы в его честь не только в каждом городе и селении, но и у каждого водного источника. Очень любопытном представляется описание этнографом Л.М. Яковлевым торжественной церемонии во время наводнения в Харбине в 1932 году, во время которой изображение Лун-вана торжественно зарыли на полузатопленном островке, оставив на поверхности голову /9/. (Это очень напоминает известную нам архитектурную традицию «затопленного острова», воплощенную в сооружении – Осирионе, который связывался именно с головой Асара-Осириса). Можно также отметить китайского Зеленого дракона Цинь-луня, который олицетворяется с весной. В корейских преданиях мы встречаем царя драконов Енвана, приносящего удачу. Но изредка встречаются в азиатских легендах упоминания и о злых драконах, как, например, покрытое чешуей водное чудовище Цзяо-лун. Любопытно, что описание этого дракона очень реалистично: «Цзяо относится к драконам. Длиной более чжана (3,2 метра). Похож на змею, но имеет четыре ноги. Маленькая голова и тонкая шея. На горле белое ожерелье. Передняя часть груди красного цвета. На спине темные пятна. На боках как будто узоры. На голове – рога. Зубы выдаются из-за губ. Яйца, которые он откладывает, очень велики» /10/. В Корее известент злой дракон Канчхори – антипод доброго дракона Енвана (но, в тоже время, и его подданный). У Японцев существует легенда о восьмиголовом огромном драконе Ямата-но Ороти, которого сразил герой Сусаноо.

       Как мы видим из этого обзора, драконы являются неотъемлемой частью мифологии практически всех народов. По преданиям, они являются порождением древнейших сил хаоса и, зачастую, связаны с морской стихией. Нередко, именно в битвах с драконами проявляют свое могущество древние Боги и герои. Очень сомнительно, чтобы такая всеоохватывающая традиция была основана исключительно на фантазиях. Скорее всего, образы драконов явились отражением реальных древних монстров-гигантов, которые вполне могли быть продуктом мутационного воздействия на рептилий высокого радиоактивного фона «кузницы творения» – Каспиотиды. В этом отношении крайне любопытно свидетельство знаменитого арабского ученого X века Масуди, которого называли «Геродотом арабского мира». В своем сочинении «Золотые степи» он пишет об обитающем в Каспийском море чудовище, которое, словно ураган, вздымается из морской пучины и поднимает голову на высоту огромного дерева. Вполне возможно, что это был замечен «реликт» древнего мира драконов «Каспиотиды», некогда являвшихся гегемонами животного царства гигантов этого ареала. Вероятно, человек и дракон даже в исторически обозримом прошлом были хорошо «знакомы». За исключением традиции Юго-Восточной Азии, дракон, как правило, бывает повержен. Это, по-видимому, является отражением в памяти народов процесса постепенного исчезновения с лица земли древних монстров. Во многих мифологических системах древности выделяется этап первичного происхождения мира, наполненного чудовищами, готовыми повергнуть мир в хаос; а затем следует мотив защиты мира от этих чудовищ. В этом же русле находится и знаменитый мотив многих преданий – борьбы Богов и героев с драконом.

       Таким образом, обилие диковинных созданий в древних мифах разных народов могло быть навеяно причудливым миром радиоактивной Каспиотиды, насыщенной разнообразными мутационными формами организмов-гигантов и организмов-синкретиков.

       В мифах и легендах древности гигантизм присущ, естественно, не только животным, но и растениям. Например, образ гигантского мирового дерева – оси мироздания – не менее популярен в мифологии, чем образ дракона. Мы не будем подробно касаться также и этой обширной темы, отметим только, что и здесь может присутствовать «радиоактивный след». Также стоит упомянуть о легендарных «Полях Камыша» (Сехет Иару), которые олицетворяли собой древнеегипетский рай. Отличительной особенностью этого «благого» места являлись заросли гигантских растений. В древнеегипетской «Книге выхода днем» утверждается: «Я знаю «Поля Камыша», принадлежащие Ра… Высота нижнеегипетских злаков достигает там пяти локтей, колосья размером в два локтя, стебли – в три локтя; высота эммера – семь локтей: три локтя – колосья и четыре локтя – стебли. Жители востока собирали там урожай – по девять локтей каждый» /11/. Если локоть равен 0,5 метра, то высота растений достигает от 2,5 до 4,5 метров, а колосьев – до 1,5 метров. Достаточно убедительный гигантизм злаков (притом, что мы используем меру «локоть» обычных людей, а не древних исполинов). Локализацию этих легендарных «Полей Камыша» вполне можно соотнести с ареалом древней радиоактивной Каспиотиды, где высокий «мутационный» фон приводил к гигантизму растений. Даже в современную эпоху выявлено множество полей с повышенным содержанием урана и тория на прикаспийских территориях - в Предуралье, Предкавказье, нижнем течении рек Урала и Волги. Явно, что это «следы» прежнего гораздо более высокого радиоактивного фона в этом регионе.

       Ни в одном из исследованных на данный момент древних очагов цивилизации археологами не обнаружено признаков селекционного процесса. Одомашненные растения и прирученные животные присутствовали изначально с момента основания поселений. Некоторые ученые уже давно высказывают мысль, что селекционный фонд распространялся через Месопотамию из какого-то отдаленного центра Евразии. И в качестве такого «первичного очага» селекционных агрокультур и домашних животных, которые впоследствии были распространены по планете, исходя из приведенных выше соображений, можно предложить регион Каспиотиды. В этой связи небезынтересно вспомнить описанные Вавиловым селекционные центры растений. Ученый задался вопросом, – почему обилие некоторых окультуренных видов растений встречается в немногих местах земного шара? Среди этих центров: Закавказье, Малая Азия, северо-запад Индостана, Эфиопия, Южноамериканские Анды (особенно в районе озера Титикака), Центральная Америка. Например, по поводу Закавказья Вавилов записал: «Одним из интереснейших районов первичного формообразования и видообразования для пшеницы и ржи, и в особенности для плодовых, является Закавказье… Особенно велико разнообразие пшеницы в Армении, здесь более 200 разновидностей из общего мирового фонда в 650…» /12/. Ученые-ботаники предлагают различные объяснения причин такого локального видообразования, но, вполне заслуживает внимания и такая точка зрения, что семенной фонд был наработан на «земле творения» – Каспиотиде, и был распространен по мировым очагам цивилизации. Радиоактивный фон Каспиотиды, вызывающий активные мутационные процессы мог дать огромное разнообразие селекционных видов полезных растительных культур, которые составили после потопа «первичный» селекционный фонд человечества. Вспомним при этом, что во многих древних легендах божественным «отцам-основателям», в числе мероприятий по продвижению цивилизации среди первобытных народов, приписывается также внедрение земледелия и животноводства.

 

Список литературы:

1. Юдасин Л. Перипетии жизни. – М., Знание, 1991.
2. Цит. по: Энума Элиш (перевод В.К.Афанасьевой).
3. Цит. по: Дэникен Э. Небесные учителя (перевод с нем. Г.Сахацкого). – М., ЭКСМО, 2003.
4. Цит. по: Гесиод. Теогония (О происхождении Богов, перевод В.В.Вересаева).: в книге Эллинские поэты. Серия Библиотека античной литеретуры, 1963.
5. Цит. по: Райт Дж.К. Географические представления в эпоху крестовых походов. – М., Наука, 1988.
6. Там же.
7. Цит. по: Хэнкок Г. Ковчег Завета. – М., Вече, 1999.
8. Кэ Юань. Мифы древнего Китая (перевод с кит. Е.И.Лубо-Лесниченко и др.). – М., Наука, 1987.
9. Источник: Мифологическая энциклопедия. сайт www.myfhology.narod.ru.
10. Там же.
11. Цит. по: Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., Наука, 1976.
12. Цит. по: Юдасин Л. Перипетии жизни. – М., Знание, 1991.

 

Copyright © Леонов А.А. 2000 - 2009.

На главную

В раздел Каспиотида